«Зе» — дефолт. Зачем Коломойскому банкротство Украины?

Александр Дудчак. © / Из личного архива

Резкое расслоение населения по уровню доходов, по качеству жизни. Средний класс превратился в бедняков, бедные стали нищими, и их число в разы увеличилось, в сравнении с домайданным 2013-м годом. Вот главный пятилетний итог смены власти на Украине. 

   
   

Это побочный, но неизбежный эффект достижения прагматичных целей организаторов майдана и его исполнителей. Местная политическая верхушка в краткосрочном периоде получила возможность личного обогащения. И на Западе закрывали глаза на откровенные преступления, не забывая при этом все тщательно документировать. Компромат, как известно — лучший аргумент на переговорах. При этом пришедшие к власти отрабатывали заказ — переформатировали Украину в удобный питательный субстрат для хозяйствования на нем транснационального капитала. 

Из населения выжали соки, обнулили запасы на «черный день», простимулировали работу за копейки, вынудили миллионы людей искать жизненные перспективы за рубежом, эффективно на экономики других стран. И все под предлогом пути в Европу за европейскими ценностями. А, чтобы не было сомнений в движении на Запад, организовали войну на Востоке. И этот путь в сознании населения, должен был стать безальтернативным. 

В результате такой политики — лишение государства суверенитета, вскрытие экономических кордонов, уничтожение социальных гарантий, — не могло не произойти обнищания населения. Однако «...сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому. Так, ежели, где убудет несколько материи, то умножится в другом месте» — так говорится в законе сохранения материи. И денег тоже. Обнищание населения не прошло напрасно, оно позволило экс-президенту Петру Порошенко увеличить личные доходы в 95 раз. А еще благоприятно сказалось на круге лиц, приближенных к власти. 

Не всем от разграбления Украины досталось то, чего хотелось бы. Среди них и Игорь Коломойский. Но он человек хитрый, ждать умеет, ничего не забывает. 

Совет Коломойского новому президенту Владимиру Зеленскому об отказе от сотрудничества с Международным валютным фондом и объявлении дефолта понятен. Как с экономической точки зрения, так и через призму возможных личных обид Коломойского из-за клейма «врага Трампа». МВФ обычно навязывает долги до установления полного контроля над страной-жертвой своей «помощи». Украина уже вошла в такое состояние. Раньше можно было рассказывать сказки о том, как полезны кредиты от МВФ. И этим Порошенко занимался все пять лет. Теперь это будет делать сложнее. 

Объявление дефолта будет поводом для списания всех бед на предыдущую власть и снятия ответственности за происходящее в стране. Хоть не такого ждали от Зеленского. Да и сам новый президента, обращаясь к членам кабмина во время инаугурации, предложил написать заявления об уходе тем, кто не знает, как выходить из сложившегося тяжелого положения. Значит, сам Зеленский, и его молодая команда знает? И, судя по высказываниям нового президента Украины, он не считает в целом курс предшественником ошибочным — идеи были правильными, лишь их реализация была ужасной. При таком подходе украинская власть лишь будет продолжать копать яму своей стране и своему народу.

   
   

Коломойский призывает Зеленского не слушать Запад, а принимать самостоятельные решения. То есть — принимать решения, бенефициаром которых будет Коломойский, но отвечать за эти решения будет Зеленский. Дефолт позволит Коломойскому ловить рыбу в мутной воде передела в условиях беспредела. А он известный рыбак в таких условиях. 

Основной груз проблем ляжет, как всегда на народ. Его, как Сизифа заставят снова тянуть вверх показатели доходов уже новой власти. При этом все можно будет списывать на условия, которые вдруг окажутся ужаснее ожидаемых. Зеленский и его молодая команда смогут сделать круглые от удивления глаза и даже пустить слезу, благо актерский опыт позволяет, мол, мы даже не думали, что все настолько ужасно. Еще и ревизию с инвентаризацией доставшегося наследства могут провести. 

А что народ? Будет безмолвствовать. Ведь сами выбрали, предоставив карт-бланш новому президенту. И все равно, никто не пожалеет о том, что убрали Порошенко — и это справедливо. 

Да, в случае дефолта возможен скачок курса национальной валюты. В разы. Но очередей перед обменками ждать не стоит. Они бывают, когда есть сбережения. Эту проблему Порошенко с Яценюком и Гройсманом помогли решить. Можно будет добить рудименты социальных программ, покончить с остатками бесплатных фрагментов в системе образования и здравоохранения. Пенсионный возраст передвинуть за сотню лет... При этом можно будет и налоги снизить — не так много останется тех, ради кого поступления от них необходимо будет перераспределять.

Такая концепция полностью соответствует декларациям политсилы Зеленского. Его советник Стефанчук заявил, что основой новой политики станет либертарианство — а это и есть то, что описано выше. 

И если такой сценарий будет реализован на практике, то можно ожидать новой волны эмиграции. Но теперь все более не временной, на заработки, а окончательной, вместе с семьями — без вариантов возвращения в будущем. И рассчитывать на приток в страну средств от гастарбайтеров, нужно будет все меньше и меньше.

Вопрос о дефолте может стать и важным пунктом в предвыборной кампании на предстоящих досрочных выборах в Верховную Раду. А его детализация потребует коренного пересмотра всей политики — в отношении Донбасса, сотрудничества со всеми странами — в том числе и в первую очередь с Россией, многих дискриминационных законов, принятых на Украине за прошедшие пять лет и много другого... 

У Зеленского все меньше возможностей в непроявлении своей сути, как Президента. Это пока сохраняет его популярность. Может ли, хочет ли он со своей командой действительно что-то сделать в интересах народа, или проект «Зе» окажется лишь коммерческим, нацеленным на передел активов Украины — покажет самое ближайшее будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции