Вырастем. Но какой ценой?

Владислав Иноземцев. © / Коллаж АиФ

Владислав Иноземцев, д. э. н., профессор НИУ «Высшая школа экономики»

   
   

Минэкономразвития уже озвучило некоторые свои предложения, например, снизить доходы населения (замечу: это действительно является шансом). В министерстве считают, что экономия на зарплатах позволит повысить прибыли компаний на 10-12% в год вплоть до 2019 г., и эти деньги будут направлены на инвестиции. Доля официально бедных россиян при этом вырастет до 13,9%. Такова цена «разгона» экономического роста до 4,5% в год. 

Я убеждён: возврат к таким темпам роста несомненно стоит этих жертв. Проблема, однако, в том, что население может обеднеть, но обещанного ведомством роста мы так и не увидим. 

Стоит заметить, что низкая зарплата часто считается залогом конкурентоспособности экономики, - это факт. Но зар­платы в России сегодня и так низкие. В 2015 г. средняя зар­плата составила около 34 тыс. руб. в месяц, или 515 долл. по нынешнему курсу, тогда как, например, в Китае - 725 долл. Однако в нашей стране это не приводит к ожидаемому экономическому росту. Почему так происходит? Обычно низкие зарплаты привлекают капиталы из-за рубежа, но в Россию сейчас никто не готов инвестировать. В случае если такой «подпитки» извне нет, низкие доходы граждан не являются стимулом роста.

Кроме того, нужно учитывать, что власти могут говорить о «замораживании» доходов только для пенсионеров, госслужащих и работников бюджетной сферы. От того, что чиновники станут получать меньше, а пенсионеры не увидят индексации, зарплаты в коммерческих компаниях падать не обязаны, а значит, и обещанного роста прибыли там не увидят. 

Наконец, следует иметь в виду, что основные прибыли в России концентрируются в сырь­евом секторе и госкорпорациях. Но в условиях нынешних цен на нефть наращивать инвестиции в добычу сырья странно (все кругом говорят скорее о «заморозке» добычи), а прибыли госкомпаний правительство стремится изымать в бюджет. Таким образом, совершенно непонятно, почему же инвестиции должны вдруг вырасти. 

Сценарий, предложенный Минэкономразвития, должен поэтому восприниматься не как программа действий, а как констатация фактического состояния экономики. Нам дали понять: правительство не имеет средств и намерений индексировать доходы бюджетников, что все надежды на рост инвестиций теперь связываются не с бюджетными капиталовложениями, а с коммерческим сектором. И к этому прогнозу стоит отнестись намного серьёзнее, чем к обещаниям последующего экономического роста… 

   
   

Мнение атовра может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: