Упадут ли после 1 июля цены на бензин?

Михаил Щапов. © / Дарья Галеева / АиФ

Михаил Щапов, член комитета ГД по бюджету и налогам 

   
   

С начала этого года цены на АЗС выросли в среднем на 3-4%, и процесс продолжается. Можно ли остановить этот галоп? 

Нас уверяют, что мы являемся одним из крупнейших экспортёров нефти в мире. Но своим гражданам бензин почему-то продаём дороже, чем, например, это делают автозаправки в Америке, которая покупает нефть на мировом рынке в огромных объёмах. 

Проблема в том, что в цене бензина себестоимость добычи нефти составляет лишь 4-6%. Основная же её часть складывается из налогов и акцизов. Начиная с 2014 г. налоги и акцизы на нефтепродукты постоянно растут. Государство использует нефтяную отрасль как дойную корову, чтобы наполнять бюджет. Мера это вынужденная. Иначе в ситуации экономического кризиса бюджет не наполнить, что ударит по тем, кто зависит от казны: медикам, учителям, военным, пенсионерам.

Однако, наполняя одни карманы, государство забирает день­ги из других. Страдают автомобилисты. Но их расходы не идут ни в какое сравнение с теми тратами на ГСМ, которые упали на плечи сельхозпроизводителей. Сельское хозяйство и так занятие не суперприбыльное, а подобный рост цен на ГСМ в период посевной - катастрофа. Аграриям придётся либо работать в убыток, либо повышать цены.  

Правительство намерено с 1 июля снизить акцизы на неф­тепродукты. Это может вернуть цену к прошлогодним уровням, но только при условии, что ценообразование крупных сетей АЗС будет взято под жёсткий контроль. Иначе продавцы топлива в очередной раз заработают немного больше денег, «забыв» понизить розничные цены. 

Эти меры помогут на какое-то время выправить ситуацию, но системно проблему не решат. Чтобы её решить, нужно перестать постоянно менять правила в нефтяной отрасли, таким образом стимулируя её развиваться, модернизировать оборудование. А чтобы бюджет перестал так сильно зависеть от нефтегазового сектора, нужно вкладывать средства в развитие других отраслей экономики. Тогда налоговые поступления от них позволят не так сильно давить на нефтяников. А это, в свою очередь, даст государству право более жёстко регулировать цены на бензин.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

О том, что будет с ценами на продукты питания, читайте здесь >>