Сможет ли Россия выжить без мигрантов?

Компания «Финэкспертиза» посчитала, что кадровый дефицит в России достиг 2,2 млн человек. Это максимум с 2014 г.

   
   

Но, по данным Минтруда, в стране 3,4 млн безработных. Почему тогда эти люди не могут трудоустроиться, а предприятия нанимают мигрантов?

Александр Сафонов, профессор Финансового университета:

Спрос на рабочую силу растёт вслед за восстановлением экономики после спада, вызванного пандемией. Но процесс этот идёт не во всех отраслях, профессиональных сферах и регионах. И если у человека нет нужной квалификации, если он не может переехать в город, где открылось много вакансий, – считайте, что их для него не существует. Да, много свободных мест на транспорте и в доставке товаров, но водителем без опыта вождения и прав его не возьмут. Да, стране нужны 250 тыс. медиков, но на врача надо учиться не меньше 8 лет. Требуются годы обучения и практики, чтобы стать квалифицированным сварщиком, айтишником, станочником. А система пере­подготовки безработных не настроена на такие длительные программы. Трудовую мобильность молодёжи сдерживает неуверенность, что в другом регионе удастся найти нормальное жильё и детсад. А люди старшего поколения переезд как возможность трудоустройства вообще не рассматривают.

И самих вакансий в реальности меньше, чем фиксирует статистика. В бюджетных организациях расхождение может составлять до 30% от заявленной потребности в кадрах. Закон требует сообщать в службу занятости о свободных ставках, а на самом деле многие из них уже заняты совместителями. В бизнес-компаниях люди часто меняют работу из-за неудовлетворённости условиями труда, и работодатели размещают объявления о найме с опережением, понимая, что тот или иной сотрудник надолго не задержится.
Рисунок АиФ/ Андрей Дорофеев

Все эти проблемы были и раньше, но пандемия их обост­рила. Например, КамАЗ во время жёстких санитарных ограничений отправил в отпуск сотни рабочих старше 60 лет. Потом половина в цеха уже не вернулась, и автоконцерн впервые пригласил 450 рабочих из Узбекистана. Строители добиваются возвращения рабсилы из СНГ, повышая зарплаты. Однако, если мыслить стратегически, подобный шаг – это не выход. Государ­ству совмест­но с работодателями следует разработать программы по привлечению внутренних мигрантов. То есть заниматься целенаправленным набором рабсилы в российских регионах с высокой безработицей, организуя переобучение людей под гарантию трудо­устройства в других районах страны с предоставлением жилья и социального обустрой­ства семей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции