В марте 2015 года издание Forbes состояние Порошенко оценивало в 750 миллионов долларов. Хотя годом ранее оно сообщало об 1,3 миллиарда долларов. Так о чём в таком случае идет речь? Судя по цифрам и по датам, 40% было потеряно не «за годы нахождения его на посту президента Украины», а менее чем за год. А за более чем четыре последующих года было потеряно всего 4-5%.
Да, в стране, где идет война, активы обычно дешевеют. Это знают и простые люди, пытающиеся продать имущество и покинуть страну. Стоимость квартир в Киеве на уровне 40-50% от довоенной, а в зоне боевых действий — и того меньше.
Изменение величины капитала, стоимости акций крупных предприятий, биржевых индексов, как мы часто можем видеть по сводкам новостей из сферы бизнеса, может происходить под влиянием различных факторов: от слухов до природных катаклизмов и возникновения вооруженных конфликтов.
События, происходившие на Украине с осени 2013 года до конца зимы 2014 года и далее, не могли не сказаться на стоимости активов украинских олигархов. Порошенко не единственный, кто, согласно отчетам, получил потери капитала, исчисляемые в твердой валюте. Стоит ли сочувствовать человеку, имеющему непосредственное отношение к произошедшему в стране: к госперевороту, последующей войне в Донбассе, обесценению не только активов, но и самой человеческой жизни? Он один из немногих, кто в результате колоссально заработал на войне и разрухе. И в отличие от практически всего населения страны доходы у Порошенко, судя по официальной декларации, за последний год его президентства выросли в 95 раз! Этот рост в определенной степени объясняется обесценением гривны со стабильных 8 гривен за доллар на протяжении 4 лет до Майдана до 26-30 гривен за доллар после Майдана.
Кроме того, Порошенко специально задекларировал и легализовал значительные финансовые средства в расчете на будущее: на финансирование своей предвыборной кампании в парламент. Но и с учетом этого рост доходов и расширение влияния в экономике Украины за 5 лет впечатляющие. Кому война, кому мать родна...
Поскольку Bloomberg напоминает о похудении активов Порошенко, хотелось бы еще раз вспомнить о его приключениях в России. Ведь политические силы, пришедшие к власти путем государственного переворота, не планируют уходить на покой и надеются сохранить позиции уже на ближайших внеочередных парламентских выборах.
Да, Roshen в Липецке столкнулся с проблемами, созданными самим менеджментом концерна, их манерой ведения бизнеса, вольно трактующей требования уплаты налогов. Но активы Порошенко усохли на 40% уже к марту 2015 года, а Roshen останавливал свое производство только с апреля по июнь 2017 года. И еще в 2016 году сайт известного рекрутингового агентства пестрил вакансиями компании Roshen, открытыми во многих городах России: Курск, Тамбов, Челябинск, Сочи и другие. На словах заявляя о «российской агрессии», уже после «котлов» под Иловайском и Дебальцевом Порошенко планировал широко развернуться в России.
Возможно, причина кроется не только в «проблемах Roshen в России»? Стоит вспомнить события, происходившие за несколько месяцев до сокращения (по документам) капитала Порошенко. Например, описанные в так называемом проекте «Панамские документы». В нем речь идет о материалах из базы данных панамской компании Mossack Fonseca, предоставляющей офшорные услуги. Среди документов, которые легли в основу этого проекта, есть и детали регистрационной сделки с участием Roshen. Напомню, что документы были получены газетой Süddeutsche Zeitung, а затем журналисты немецкого издания поделились ими с коллегами из Международного консорциума журналистских расследований и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности.
В этих документах говорится, что в разгар событий в Донбассе, в августе 2014 года, когда Порошенко с сообщниками посылал на убой и на убийства своих сограждан, он регистрировал офшорные компании. В данных Mossack Fonseca указывается, что одной из зарегистрированных компаний, единственным владельцем которой стал Порошенко, была отведена роль холдинговой компании для украинских и кипрских структур кондитерской корпорации Roshen, а источником средств должны служить «доходы от коммерческой деятельности». Это не только цинизм высшей пробы, но и нарушение законодательства Украины. Лицо, занимающее наивысший пост, не имеет права быть напрямую вовлеченным в бизнес. И, естественно, Порошенко «забыл» указать эту и вспомогательные компании в декларации. Экс-президент Украины своим примером показывает, что война бизнесу и росту доходов не помеха. Это только та информация, которая стала достоянием общественности. Это явно даже не верхушка айсберга.
Также может пролить свет на махинации известного комбинатора расследование, заявленное Андреем Портновым, бывшим заместителем главы президентской администрации времен президента Виктора Януковича. В частности, Портнов намерен добиться расследования сделки по продаже Петром Порошенко известному украинскому бизнесмену Сергею Тигипко «Кузни на Рыбальском». Это судостроительное предприятие в Киеве, основанное еще в 1862 году, было приобретено Петром Порошенко в 1995 году и якобы продано в 2018 году подконтрольной Сергею Тигипко кипрской компании за 300 миллионов долларов. Порошенко заявлял, что продал завод, чтобы избежать конфликта интересов. Вопросов накопилось немало: о происхождении этих средств у Тигипко (есть основания утверждать, что таких денег у него просто не было), о том, в каких еще случаях подобным образом через офшоры Порошенко удавалось «избегать конфликтов интересов», и т. д.
Порошенко уже готовится к внеочередным парламентским выборам. Сказка о потерянных на державной службе капиталах могла бы кого-то растрогать. Но она не вяжется с фантастическим ростом декларируемых доходов, офшорной активностью во время организованной уходящей властью гражданской войны, коррупционными скандалами с участием приближенных Порошенко и его предприятий. Будет ли Порошенко участвовать в выборах или наблюдать за ними из тюремной камеры, покажет ближайшее время. Оно же покажет, насколько Зеленский оправдает ожидания народа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции