Почему у нас бюджетную «кубышку» не хотят тратить на пенсии?

Минфин предложил финансировать из Фонда национального благосостояния «зелёные» проекты.

   
   

О масштабной поддержке пенсионной системы, для чего в 2008 г. и был создан ФНБ, по-прежнему речи нет. Почему?

Валентин Катасонов, председатель Русского экономического общества им. Шарапова: - Один из самых больных социальных вопросов – увеличение пенсий миллионам людей, продолжающим трудиться. Получить положенную индексацию они могут сейчас, только бросив работу. Министр финансов Антон Силуанов обещал вернуться к этой проблеме, «как только появятся деньги». Деньги появились, к 2025 г. Фонд национального благосостояния должен вырасти до 23 трлн руб. Долг государства перед работающими пенсионерами разные эксперты оценивают в разные суммы. Но все они с учётом размеров фонда подъёмные. И, на мой взгляд, не об экономических расчётах и механизмах выплат нужно сейчас говорить, а просто следовать законодательству РФ, где чётко сказано, что ФНБ используется для покрытия дефицита пенсионной системы и федерального бюджета России. Есть закон – надо его выполнять, а не придумывать отговорки.

Да, потратив один раз средства ФНБ на выплату пенсий, это придётся делать и дальше. Но разве раньше, когда законодательно прописывались его цели, Минфин эту простую вещь не понимал? Почему же потом проблемы пенсионных финансов стали решаться не за счёт государственных резервов, а за счёт самих пенсионеров?

Ясно, что порочна сама конструкция пенсионной системы, наполняемой деньгами за счёт обязательных страховых взносов и добровольных отчислений в негосударственные фонды, которые затем инвестируются на финансовых рынках. Она скопирована с Запада, где такая система сегодня в кризисе. Единственно стабильным вариантом пенсионного обеспечения стал бы возврат к выплатам напрямую из госбюджета, как было в СССР. Для этого нужно, чтобы быстрее росли экономика и доходы бюджета. И если по уму, то ФНБ следует как можно быстрее и эффективнее потратить на новую индустриализацию страны.

Рисунок: АиФ/ Андрей Дорофеев

Но, судя по планам Минфина, он намерен сделать всё с точностью до наоборот. «Зелёные» проекты, в которые он готов финансировать, призваны показать, что Россия, как на Западе, строит чистую низкоуглеродную экономику. Но чистота её сомнительна, цель – остановка глобального потепления – надуманна, а вот удар по конкурентоспособности отечественной промышленности будет реальным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции