20% участников российского фармрынка замешаны в картельных сговорах.
Об этом заявил 1-й замгенпрокурора РФ Александр Буксман. С госзакупками лекарств не первый год пытаются навести порядок. Как изменить ситуацию?
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ:
Почему в принципе мог возникнуть сговор с целью получения дополнительных прибылей? Сегодня по закону государство устанавливает максимальные цены на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших. И закупки могут осуществляться только в рамках этого перечня. Цена лекарств не может быть выше зарегистрированной, только ниже. Поэтому сговор мог состоять в том, что производители и поставщики предлагали государству купить препараты по той цене, по которой их зарегистрировали, не снижая её. Ведь если на аукцион выходит несколько фармкомпаний, они вынуждены опускать цену. Если пришёл один, то он продаст по максимальной (зарегистрированной) цене. Иногда фармкомпании делят между собой торги и выходят каждый на определённые, чтобы продать свой товар по максимальной цене.
В условиях пандемии COVID-19 возникало особенно много нарушений с вакцинами и лекарствами. И здесь налицо сговор не только фармацевтов, но и правительств. К примеру, то, что на европейский рынок сейчас не пускают отечественную вакцину, – это тоже сговор регуляторов. Вакцина – жизненно важный товар, потребность в нём велика, но и мотивация получить за счёт этого спроса сверхприбыли – тоже. И возникает соблазн недобросовестно использовать самые разные схемы и инструменты.
Нужно бороться не со следствием, а с причиной – жёстко контролировать условия закупок, к примеру. Либо изменять систему установления цены, договариваться с производителем, особенно в условиях сильных колебаний курса доллара, когда зарегистрированная цена не покрывает себестоимость производства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции