Почему керосин в аэропортах России стоит по-разному?

Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поручил ФАС совместно с Мин­энерго и Минфином проанализировать цепочку создания прибавочной стоимости авиа­ционного топлива и представить правительству предложения по снижению цены на керосин до среднероссийского уровня.

   
   

Почему керосин в различных регионах стоит по-разному? Кто завышает цены на него и как решить эту проблему?

Борис Шокуров, зам. исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ): Стоимость авиационного топлива в отдалённых местах – в Сибири, на Урале или Дальнем Востоке – в разы выше, чем в центральной части России. Так, в июне 2020 г. 1 т топлива с учётом НДС и акциза в Чукотском АО стоила 84 тыс. руб., в Сахалинской обл. – 80, Камчатском крае – 77, Хабаровском крае – 68,5 тыс. руб. А в Тюменской области 1 т топлива продавали по 37 тыс. руб., в Коми – по 41.

От завышенных цен страдают все. У авиакомпаний 25% расходов приходится именно на авиа­ционный керосин. Речь идёт о ­400–500 млрд руб. в год. Это огромные суммы!

Причин множество. Во-первых, основные производители топлива сосредоточены в европейской части России. Заводы по изготовлению керосина есть и в Хабаровске или Ангарске, но их мало. Производимого ими топлива на всю территорию не хватает, поэтому приходится везти издалека. Чтобы доставить топливо до некоторых отдалённых аэропортов, например до Камчатки и Магадана, приходится делать до 10 «перевалов» – переливать из одной ёмкости в другую, где-то хранить его и т. д. Всё это включается в стоимость топлива.

Вторая причина – политика нефтеперерабатывающих заводов. Они вкладываются в переоборудование производства, а затраты пытаются окупить за счёт покупателя. Важно и наличие спроса. Не все готовы начать выпускать керосин для единст­венного в местности аэропорта, если выгоднее, например, гнать бензин.

По данным ФАС, топливо за рубежом существенно дешевле, чем у нас. Разница составляет от 5 до 12 тыс. руб. за 1 т керосина. Почему им удаётся цены не задирать, а нашим производителям – нет? Этот вопрос надо детально изучить.

   
   
Рисунок: АиФ/ Андрей Дорофеев

Если себестоимость и цену доставки нельзя снизить, значит, нужны меры финансовой поддержки. Так и не реализовано поручение президента о выделении средств на компенсацию расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиатоплива в 2018 г. На это собирались выделить аж 23 млрд руб. Но перевозчики эти деньги так и не увидели. Кроме того, правительство могло бы простимулировать производство топлива на Дальнем Востоке. Тогда бы ничего туда не пришлось везти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции