Почему каждая зима для Украины — катастрофа

Александр Дудчак. © / Из личного архива

Отопительный сезон на Украине не может начаться без происшествий. Для постмайданной страны это такой же привычный атрибут осени, как листопад и первый снег. Если осень оказывается холодной, то понижение температуры происходит внезапно. Если осень теплая, то власти отодвигают отопительный сезон «на потом», как в этом году, и холода все равно наступают неожиданно.

   
   

Заранее подготовиться уже не получится, так как нет желания решать проблемы. Было бы желание, их начали бы решать еще летом, еще в прошлом и позапрошлом году, но проблемы стали системными, и все они неслучайны, так как созданы искусственно и несут конкретную выгоду их организаторам.

Сезонно-постоянные проблемы складываются из нескольких взаимодополняющих составляющих.

Неплатежеспособность населения. С 2013 года стоимость газа для населения выросла почти в 10 раз. Повышение тарифов — якобы требование МВФ и условие получения новых кредитов. На самом деле МВФ требует выполнения обязательств, взятых на себя нынешней украинской властью, в том числе и в рамках подписанного Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, по «выравниванию» цен на газ собственной добычи и импортный. Когда речь идет о ценах, все «выравнивания» — синонимы «повышения».

Аргумент у нынешней украинской власти в пользу повышения удивительный: «приведение тарифа на газ к европейскому и мировому уровню будет способствовать евроинтеграции Украины и обещает преимущества в будущем». Каким образом будет способствовать и какие будут преимущества в будущем, не разъясняется, как и выгода от евроинтеграции и ее необходимость. Но «евроинтеграция» — священная корова киевского режима — неприкосновенна и обсуждению не подлежит. Этот процесс «евроинтеграции» уже привел к падению реальных доходов населения вдвое в сравнении с 2013 годом. Зато повышение тарифов до уровня невозможности их оплаты населением убивает сразу двух зайцев в интересах властей. Первое — ставит в зависимость значительную часть населения из-за угрозы отъема жилья за неуплату, что поголовно сделать в отношении всех должников невозможно, но можно начать с тех, кто открыто заявляет о своих политических взглядах, противоречащих официально принятым.

Во-вторых, повышение тарифов, действительно приближает их к таким, которые делают рентабельным импорт СПГ из США, и, вероятно, это главная задача киевской власти.

За 9 месяцев 2018 года долги населения увеличились на 5,9 млрд грн. и на конец сентября 2018 года составили 38,2 млрд грн., из которых 10 млрд грн. — долги за централизованное отопление и поставки горячей воды. Важнее удовлетворить интересы тех, кто привел всю эту майданную команду к власти.

   
   

Блокада Донбасса. Не только цена на газ влияет на прохождение отопительного сезона. По-прежнему уголь остается важным сырьем для производства тепла и электроэнергии. ТЭС (теплоэлектростанции) строились в первую очередь для выработки электроэнергии. Тепло для ТЭС — это попутное производство, но важное для жителей тех населенных пунктов, при которых они построены. Для производства тепла в основном используются ТЭЦ (теплоэлектроцентрали).

И ТЭС, и ТЭЦ работают на угле (но в зависимости от типа могут работать и на угле, и на газу, и на мазуте). Часть работает на антраците, часть — на угле газовой группы. До начавшейся весной 2017 года блокады поставок антрацита из ДНР-ЛНР, где сосредоточены его запасы в бывшей единой Украине, генерирующие тепло и энергию компании обходились практически без импорта сырья. С началом блокады украинские ТЭС и ТЭЦ были вынуждены импортировать антрацит из-за границы, закупать уголь в 2 раза дороже, чем можно было получать напрямую от шахтеров Донбасса. 

Теперь Украина, как известно, получает уголь не только из России (62% импорта угля), но и из США, чему несказанно был рад президент Порошенко. В середине августа на встрече с советником президента США по нацбезопасности Джоном Болтоном Порошенко заявил: «Мне приятно, что уголь из Пенсильвании везут электровозы из Пенсильвании». И здесь тоже происходит «выравнивание» цен на импортный уголь и уголь отечественной добычи.

Пока американские локомотивы с американским углем бороздят просторы Украины, киевские власти накапливали не запасы угля, а долги перед шахтерами: к началу осени они достигли размеров около 2,7 млрд грн. (около 100 млн долл.). Из оставшихся на подконтрольной Киеву территории Донбасса 37 шахт только 4 не имели задолженности по зарплате. Вместо выплаты долгов шахты предпочитают закрывать. Казалось бы, как такое может происходить, если спрос на продукцию стабильный и нет недостатка в рабочей силе и (пока еще) в технике, а государство закладывает расходы на эти государственные предприятия в бюджет? Госпредприятиям постоянно не хватает инвестиций, они доводятся до банкротства, приватизируются, а затем вновь становятся прибыльными. Случайность? Не думаю... Когда частный бизнес захватывает власть в стране, банкротом можно сделать любое госпредприятие с целью последующей приватизации. И если в 2012 году доля государственных шахт в добыче угля составляла почти 30%, то в 2017 — около 14%. На такие вольности закрывают глаза и западные супервайзеры, ведь это законы «свободного рынка»! Главное, чтобы шахтеры Пенсильвании были загружены настолько, насколько позволяют мощности сухогрузного флота.

Приватизация, долги государственных предприятий и долги государства перед ними — еще одна причина постоянных проблем прохождения отопительного сезона. Наибольшие проблемы с отоплением там, где за него отвечают государственные компании. И вовсе не из-за того, что «государство — неэффективный собственник», как об этом пытаются рассказывать экономисты либерального толка. У соответствующих предприятий по городам и селам Украины к началу отопительного сезона накопился долг «Нафтогазу» в размере 13,9 млрд грн. К этому долгу «Нафтогаз» начислил должникам еще 10 млрд грн. пени и штрафов. Однако, в свою очередь, государство задолжало им 19 млрд грн. Задолжало те средства, которые были заложены в бюджет и из которых должны были производится расчеты с «Нафтогазом». Получается, что именно государственные предприятия работают сверхэффективно, если умудряются закрывать своими силами 1/3 от колоссальной суммы недофинансирования со стороны государства. Объяснить ситуацию несложно: схема традиционная, когда власть действует в интересах аффилированного с ней бизнеса, умышленно гробит способную эффективно функционировать государственную собственность и пытается под любыми предлогами столкнуть ее на путь распродажи за бесценок, объясняя такие действия поиском «более эффективного собственника».

Отопление практически так же важно для физического выживания населения зимой в условиях украинского климата, как еда и лекарства. При смене собственности работа предприятий становится условно эффективнее: просто критерием эффективности становится прибыль частного предприятия. Но от этого жизнь простых граждан никак не улучшается.

Когда от отопления стали отключать не только небольшие города, как Смела с населением около 70 тысяч человек, но и более крупные, как, например, Кривой Рог с населением более 630 тысяч, Порошенко решил вмешаться в дело и подправить свой протухший перед выборами рейтинг. Он громогласно потребовал в течение нескольких часов начать отопительный сезон там, где его еще не начали. И тепло включили. Жест красивый, как бумеранг в полете. Договор с «Нафтогазом» в той же Смеле так и не подписан. «Нафтогаз» настаивает на том, чтобы городские власти взяли на себя еще и долги частного предприятия (уже ликвидированного), задолжавшего за поставки газа ранее около100 млн грн. А это значит, что в ближайшем будущем и Смела, и Кривой Рог, и другие города с подобными историями получат счета от «Нафтогаза», увеличенные на размеры штрафов и пени за полученные вне «номинаций» объемы газа. И ситуация с отключениями за неуплату вернется.

Очевидно, с нынешней киевской властью ожидать перемен не стоит. Цинизм этого режима в отношении населения на подконтрольной Киеву территории зашкаливает.

А европейским партнерам остается надеяться, что зима будет теплой и Украина не будет в пик холодов несанкционированно отбирать из своей ГТС газ, предназначенный для поставок в Европу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции