В течение первых пяти месяцев 2022 г. российские банки закрыли 670 отделений и офисов.
Как это скажется на доступности банковских услуг для простых людей?
— В России достаточно высокий уровень проникновения финансовых услуг. Однако, и это признают в ЦБ, средние цифры не отражают проблем, с которыми сталкиваются жители труднодоступных и малонасёленных пунктов. Статистику закрытых отделений чаще всего пополняют небольшие банки, которые вынуждены покидать рынок, не выдержав конкуренции либо экономя в том числе и на филиальной сети. В начале 2000-х гг. у нас было около 3 тыс. кредитных учреждений, на 1 июня 2022 г. их осталось 331.
Тенденция к сокращению банковских отделений тревожная не только для граждан, проживающих в малонаселённой местности. Кто из нас не чертыхался от невозможности добиться решения своего вопроса от разного рода чат-ботов и иных форм «искусственного интеллекта»? Обсудить проблему и найти решение практически невозможно, ведь с тобой общается не человек, а бездушный робот.
Что уже говорить о деревнях, где сейчас банковских услуг и вовсе нет?! Онлайн-сервисы, наверно, хороши, но далеко не везде в российской глубинке есть интернет. Да и не все наши граждане, особенно люди преклонного возраста, могут разобраться с работой мобильных приложений. А некоторые операции, вроде открытия счёта или получения денег по наследству, однозначно требуют личного присутствия.
А как в случае необходимости получить наличные деньги? Например, закончился срок вклада, а отделение банка закрылось. Искать работающий офис «своего» банка и ехать туда за своими же деньгами? Снимать в банкоматах другого банка, теряя часть средств на комиссии? Перевести деньги в более «близкий» банк, открыв там ещё один счёт? Но средний размер депозита в России составляет свыше 270 тыс. руб., а лимиты на перевод не превышают 100 тыс. руб. в месяц.
По статистике ЦБ, за 2021 г. все банки совокупно получили 2,363 трлн руб. чистой прибыли, из них первая двадцатка — чуть больше 2 трлн руб. То есть деньги в системе есть, и часть их вполне можно потратить на обеспечение наших людей доступными финансовыми услугами. И если федеральные гиганты банковской системы, именуясь «системообразующими», не выполняют при этом социальных функций, то нужно подумать о поддержке региональных банков либо иных форм финансовых структур, таких как кредитные союзы и кассы взаимопомощи, широко представленные в мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции