Академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян:
1. Сокращать дефицит бюджета
Дефицит в размере 3% ВВП в 2016 г. — это 2,6 трлн руб., а в 2020 г. — 3 трлн руб. Это безопасный рубеж дефицита, который признан в Евросоюзе и поддерживается большинством других стран. Сокращая его, мы добровольно отказываемся от триллионов рублей, которые нужны для финансирования экономического роста. Этот безопасный уровень дефицита пытаются снизить за счёт использования средств Резервного фонда — вместо того чтобы перевести эти средства через ЦБ, ВЭБ, госбанки в инвестиционные кредиты для финансирования экономики.
2. Не использовать резервы
Огромные международные золотовалютные резервы нужно направить на финансирование экономического роста. Этих резервов у России — 400 млрд долл. Они превосходят такие же резервы США, Великобритании, Германии и всех других развитых стран (кроме Японии). Из них для гарантии финансовой безопасности государства достаточно оставить 250-300 млрд долл. А 100-150 млрд можно было бы использовать для дополнительного финансирования экономики на окупаемой возмездной основе. Такая прибавка в 2010-2016 гг. составила бы 30-50% годовых инвестиций и увеличила бы наши темпы роста за эти годы с 9% ВВП до 20-25%. Вместе с деньгами, полученными от сохранения дефицита бюджета, это предотвратило бы остановку экономического роста (стагнацию) и его падение (рецессию) в 2013-2017 гг.
3. Не брать кредиты
Экономика России могла бы расти по 4% в год, если бы государство ежегодно стало занимать по 20-30 млрд долл. на внешнем рынке. Это увеличило бы инвестиции в основной и человеческий капитал на 4-7% в год. А рост в 4% — это дополнительно по 3,5 трлн руб. в год, которые могли бы заметно поднять благосостояние семей, снизившееся в годы рецессии на 10-15%.
Внешние долги российского государства минимальны — 3% ВВП. А с внутренними долгами — 15%. Для сравнения: госдолг у западноевропейских стран — 90%, в США — 110%, в Китае и Японии (вместе с внутренним долгом) — 200%. До введения санкций со стороны США и ЕС в 2014 г. внешнеэкономический долг РФ, включая корпоративные долги, превышал 730 млрд долл., что доходило до 50% ВВП, и государство, возможно, «боялось» занимать. Предполагалось, вероятно, что придётся помогать крупным корпорациям выплачивать их долги, превышающие весь госдолг. Но ограничения в доступе на мировой финансовый рынок привели к тому, что нам пришлось возвращать эти долги без перекредитовки и продления. Долг сократился до 530 млрд долл., и это сняло значительные риски и с государства.
4. Давать деньги безвозмездно
Неразумно предоставлять министерствам и регионам средства напрямую, без участия банков, безвозмездно, не требуя окупаемости, с крупными авансовыми платежами. Последствия выявляет Счётная палата: средства используются нецелевым образом (их накопилось 3 трлн руб.), часть финансируемых проектов не вводится, растёт коррупция.
Расходы федерального бюджета в размере 2 трлн руб. можно было бы перевести в банковское кредитование. Это предотвратило бы сокращение расходов бюджета (с 16,4 трлн руб. в 2016 г. до 15,5 трлн руб., намеченных на 2017 г. и далее), которое тянет экономику вниз.
По всем проектам, приносящим доход (по национальной экономике, жилищно-коммунальному хозяйству, отдельным социально-культурным мероприятиям), безвозвратное финансирование нужно заменить инвестиционными кредитами. Их с низкой процентной ставкой (от 3 до 5%) могут выдавать прежде всего госбанки. Сроки кредитования — от 5 лет на быстроокупаемые проекты, до 25 лет на сложные инфраструктурные проекты, например на автотрассы или скоростные железные дороги. Дотация ставок, естественно, оплачивается бюджетом, на что уйдёт 150-200 млрд руб. А средств высвободится в 10‑15 раз больше.
5. Не брать с богатых больше налогов
Результаты этой негласной, но фактически осуществляемой догмы — чрезмерная разница в доходах и потреблении богатых и бедных в России. Среднедушевой доход 10% богатых в 2016 г. составил 93 тыс. руб. в месяц, а 20% богатых — 72 тыс. руб. в месяц. Это превышает такой доход у бедных соответственно в 15,7 раза (6 тыс. руб.) и 8,9 раза (8 тыс. руб.). Из 125 стран в рейтинге ООН по этому социальному неравенству Россия занимает 78-е место. Вопиющий разрыв в доходах — причина огромного количества бедных (их 22 млн), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Можно было бы ввести ступенчатый прогрессивный налог до 25-30% при сверхвысоких доходах, налог на дорогую недвижимость — до 1% её цены, акцизы на товары и услуги для богатых, недоступные среднему классу, и др.
* * *
Подобные догмы не отягощают экономику других развитых и развивающихся стран. В перспективе они всё больше будут препятствовать социально-экономическому развитию России. Пора и нам от них избавиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Москва попала в тройку регионов, наиболее уязвимых для нового кризиса →
- Никита Кричевский: Латаем дыры. На что будем жить ближайшие три года →
- Запланируем рост. Как направить бюджет на развитие? →