Нефтяные прогнозы: как жить?

Алексей Мухин. © / РИА Новости

Оказывается, верен был инициированный в своё время «поворот России на Восток», который вызвал сначала на Западе скепсис, а потом и заметное раздражение. Главный экономист Группы British Petroleum, выступая в Москве, констатировал то, что в ближайшие 20 лет за счёт применения передовых технологий произойдёт качественное повышение продуктивности в Китае и Индии, что будет способствовать стремительному формированию на территории этих стран устойчивого «среднего класса»: потребителя. Интересно, что при этом уровень продуктивности в т. н. «развитых странах» впечатляющего роста не продемонстрирует, что отчасти свидетельствует об исчерпании возможностей.

   
   

Напомню, что 25 января в Лондоне был представлен прогноз развития мировой энергетики до 2035 года, подготовленный специалистами компании ВР, а в ИМЭМО РАН прошла российская презентация документа. Ежегодно обновляемый прогноз составляется экспертами компании, действующими в самых разных странах, и поэтому носит глобальный характер. 

Как выяснилось, несмотря на высказывания некоторых политиков, мягко говоря, не симпатизирующих нашей стране, Россия рассматривается мировым нефтяным сообществом как очень перспективная стратегическая ресурсная база с прогнозируемым и структурированным рынком. Особенно её роль в качестве таковой возрастает в предчувствии спроса на энергоресурсы из-за роста благосостояния в развивающихся странах, включая, кстати, и саму Россию.

По расчётам экспертов, подготовивших прогноз, этот рост составит около 30% к 2035 году. Впрочем, быстрое повышение уровня энергоэффективности мировой экономики в целом его должно немного сдержать. В этой связи технологическое развитие отраслей, потребляющих энергоносители, становится предметом пристальной заботы со стороны крупнейших игроков на энергорынке, включая государство. Предполагается, например, что добыча газа в России за 20 лет вырастет на 28%.

Для тех, кто находится в состоянии эйфории по поводу альтернативной энергетики или «сланцевой революции» — плохие новости: на ближайшие 20 лет первичные энергоресурсы, такие, как нефть, газ и уголь, по-прежнему останутся основными источниками пополнения энергозапасов разных стран. 

Впрочем, спрос на газ будет расти быстрее, чем на нефть и уголь, что должно привести к формированию мирового интегрированного газового рынка без привязки цен на газ к ценам на нефть. Такая постановка вопроса сделает страны, производящие сжиженный природный газ, лидерами рынка, однако США постараются создать новую привязку мировых цен на газ: к ценам на сырьё в самих Соединённых Штатах. И опять Россия остаётся в числе ключевых игроков на этом рынке.

   
   

Для нефтяников также есть радостные новости: спрос на нефть будет, хоть и медленнее, чем на газ, но расти. Именно нефтехимия станет источником роста спроса, сместив с первой позиции потребителя транспортный сектор. Добыча российской нефти к 2035 году вообще должна превысить 12 млн баррелей в сутки. Однако пойти она должна в значительной мере в нефтехимию для производства пластмасс и волокон, если Россия будет находиться в мировых трендах технологического развития. В этом случае наша страна даже может значительно расширить свою долю на нефтяном рынке в будущем.

Несмотря на попытки некоторых индустриальных стран, особенно Китая, заместить уголь газом, мировое потребление угля в целом в рассматриваемой перспективе достигнет пика, однако и возобновляемые источники энергии останутся самым быстрорастущим энергоресурсом: считается, что их потребление вырастет в 4 раза за ближайшие 20 лет. Кстати, рост энергопотребления в России должен составить оптимистические 2%, рост производства энергоносителей — 15%; доля страны в мировом потреблении первичной энергии составит 4%, а доля в её мировом производстве — 9%.

Очевидно, что именно Китай и Индия будут формировать основные тренды на энергорынке, но им придётся подчиняться правилам игры, установленным международным экологическим правом.

Возрастающая энергоэффективность, конечно, в идеале поспособствует сокращению темпов роста выбросов углекислого газа в атмосферу до трети уровня, наблюдавшегося последние 20 лет, в том числе и благодаря изменению структуры баланса энергопотребления. Впрочем, в ситуацию могут вмешаться и разнообразные факторы. Вроде отзыва подписи США под Парижским климатическим соглашением, инициированного Дональдом Трампом, несоблюдение некоторыми странами «климатического» законодательства и Киотского протокола в стремлении получить некоторые конкурентные преимущества. 

В этой связи эксперты, подготовившие прогноз, в базовом сценарии указывают на сохранение темпов роста выбросов углекислого газа, подтверждая острую необходимость принятия дополнительных мер в сфере регулирования экологического законодательства. 

Кстати, Россия, согласно этим прогнозам, останется одним из крупнейших производителей ископаемых видов топлива, обеспечивая 11% мирового производства, несмотря на санкции, которые, впрочем, в обозримой перспективе всё-таки, видимо, придётся снимать. Это произойдёт в результате работы лоббистов американского и европейского бизнес-сообществ, а не по инициативе российских властей.

Так что мировой энерголандшафт, очевидно, меняется, и традиционные центры спроса уступают пальму первенства развивающимся рынкам: на это влияют более совершенные технологии и экологические факторы, игнорировать которые становится всё труднее. Для России появляется очевидный шанс не только удержаться на мировом рынке энергоресурсов, но и заметно улучшить свои позиции за счёт совершенствования технологической базы производств.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции