— Вы основали несколько компаний, продвигающих идеи открытого программного кода, и являетесь ключевым лицом в процессах распространения бизнес-приложений с применением Open Source в России, а сейчас работаете на позиции технического директора в первом цифровом банке Узбекистана, который благодаря вашей работе получил новый вектор развития. А с чего начинали?
— Я начал работать программистом в компании «Комбайновый завод «Ростсельмаш», а это завод, входящий в двести крупнейших частных организаций России, согласно рейтингу Forbes. Через две недели меня повысили в должности до руководителя IT-департамента. Это был 2001 год, завод только выходил из застоя после 1990-х, я сразу увидел много не оптимально функционирующих управленческих процессов. Но мало заметить проблему, надо ее устранить, и я предложил выделить основные процессы, формализовать их, сформулировал измеримые цели для каждого из них, а также разработал набор метрик и способов для дальнейшего анализа. Так я заработал свое первое серьезное повышение, и далее этот опыт помог мне в бизнесе.
— Ваша деятельность в «Ростсельмаше» серьезно изменила это предприятие. Так, к 2003 году вы внедрили систему управления IT-услугами, благодаря которой при 20-кратном росте сервисов удалось значительно оптимизировать рабочие процессы. Расскажите подробнее про эту уникальную IT-инфраструктуру предприятия?
— Управление IT-услугами или ITSM (прим. ред. — IT Service Management) — это подход к управлению информационными технологиями как набором услуг. Управление IT-службами фокусируется на потребностях клиентов и предоставлении IT-услуг для них. ITSM согласовывает цели IT-службы с задачами бизнеса и позволяет снизить затраты, улучшить качество обслуживания, повысить удовлетворенность клиентов, улучшить риск-менеджмент. В ходе реализации проекта я успешно адаптировал общие методики под конкретные требования предприятия, тщательно детализировал все процессы, разработал обучающие курсы для специалистов, задействованных в предоставлении IT-сервисов, которые сам и преподавал.
— Практически с нуля построив IT-департамент предприятия, вы в 2010 году основываете собственную IT-компанию, Siberium. Внедряя первыми в России бизнес-приложения на основе открытого исходного кода и по свободной лицензии, в чем вы увидели преимущества этого принципа?
— Действительно, моя компания была построена по образу open source community. Еще в студенческие годы я понял: чем быстрее IT-специалисты обучаются новым технологиям, а не новым готовым продуктам, тем быстрее развивается отрасль в целом. Открытый программный код и открытые знания — локомотив развития технологий. Я считаю концепцию Open Source удачной, потому что она дает более успешное IT-решение и экономию за счет отсутствия необходимости покупки лицензий на это решение. Например, в нашей компании был проект по продаже автобусных билетов, и мы его реализовали в 6 раз быстрее конкурентов.
— Ваш пример значительно повысил интерес именно к Open Source бизнес-приложениям: в стране появилось много интересных решений на базе мировых сервисов. Вы сразу ставили себе глобальную цель повлиять на индустрию, или это был побочный эффект хорошего программного продукта?
— Я поставил перед собой цель — распространить идеологию открытого программного кода, вовлечь специалистов, обратить внимание бизнеса, заказчиков, инвесторов и государства на Open Source-подход. Для этого я стал вовлекать как можно больше продуктов в реальные бизнес-проекты предприятий, на которых работал. Когда я начинал, бизнес использовал два основных продукта — операционную систему Linux и офисный пакет OpenOffice, решающие инфраструктурные вопросы, а не бизнес-задачи, такие как управление материалами, логистикой, производством, финансами, документами. В 2008 году, продолжая работать в компании «Ростсельмаш», я начал активно изучать мировой опыт использования Open Source ERP-систем (прим. ред. Enterprise Resource Planning — система управления корпоративными ресурсами). Изучив рынок Open Source ERP/CRM систем, я выбрал самую оптимальную, реализовал в ней прототип предприятия для демонстрации и показал преимущества использования подхода Open Source в бизнес-приложениях. В 2010 году я успешно внедрил эту ERP-систему в крупнейшем в России предприятии, производящем электронику — Incotex Electronics Group. Это было первое промышленное внедрение Open Source ERP системы в России. Убедившись в эффективности своего предложения, я решил его популяризировать как среди коллег-программистов, так и среди предпринимателей, и стал участвовать в профильных конференциях.
— Вы автор 6 академических статей и 4 методических пособий для студентов Донского государственного технического университета, а весной 2022 года вас пригласили в экзаменационную комиссию для итоговой аттестации студентов, будущих разработчиков, вуза, который вы тоже заканчивали. Каков потенциал начинающих программистов?
— Потенциал хороший у тех, кто понимает, что выбрал профессию, где необходимо неустанно развиваться, работать над собой, прокачивать свои скиллы. Даже если вчера ты создал разработку, изменившую отрасль, сегодня начинай все с нуля, будто ты еще ничего не добился. Мне нравится общаться с выпускниками. Я также часто провожу мастер-классы, на которые приходят самые разные слушатели — часто можно встретить коллег, которые имеют вес в отрасли.
— После мастер-класса в Самарканде к вам обратились представители AnorBank — первого цифрового банка Узбекистана, с просьбой провести аудит разработки их системы дистанционного банковского обслуживания. Что показала проверка?
— Я действительно принял предложение и за три месяца провел аудит, сделав глубокий анализ всех систем, используемых IT-решений. Помимо этого, я проинтервьюировал всех сотрудников группы разработки. Это была колоссальная работа по личной оценке каждого специалиста и системы в целом, по результатам которой удалось обнаружить места, на которые необходимо было обратить особое внимание, для улучшения качества работы банковских продуктов. Это касается как подхода к разработке продуктов, так и их сопровождению, с целью внедрения системного подхода к продуктовой разработке в целом. Также я обратил внимание на несбалансированную нагрузку на разработчиков и подсветил важность синхронизации планов команд. Благодаря аудиту у компании появился новый вектор развития и возможность отладить все процессы.
— Кроме проведения аудита и оценки, вы разработали «Стратегию AnorBank — 2025». Руководство и акционеры высоко оценили предложенный путь решения проблем, а вам предложили занять место в топ-менеджменте компании. С конца марта 2023 года, вы — технический директор банка. Что уже успели сделать в новой должности?
— Первым делом был сформирован и внедрен продуктовый подход к разработке, который ориентирован на доставку клиенту ценного продукта, влияющего на метрики банка: прибыль, клиентская база и другие. Внедрены современные технологии разработки, которые сократили ее сроки почти в 2,5 раза. Стоимость покупки лицензий на новые программные продукты нулевая, так как использовался Open Source технологический стек. Количество отказов приложения банка сократилось на 12%. В ходе применения инновационного подхода управления качеством разработки количество ошибок после выхода новой версии приложения сократилось на 80%. Впереди еще много задач по улучшению работы — в процессе могут возникать разные ситуации, главное, я уверен, что смогу увидеть причину и найти верный путь ее устранения. На данном этапе один из моих приоритетов — непрерывное улучшение качества процессов, поэтому вектор движения будет очень динамическим.
— С учетом современных реалий, ваша концепция использования Open Source бизнес-приложений становится ключевой в развитии ИТ-отрасли в России и странах СНГ. Что, на ваш взгляд, говорит об изменениях в отношении к Open Source?
— Согласно постановлению правительства и приказу Министерства связи при закупках ПО для муниципальных и госнужд запрещено приобретать ПО, не включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Разработчики программного обеспечения активно регистрируют свои программы в Едином реестре. Первыми в этот список попали именно Open Source продукты, такие как ALT Linux, PostgresPro, 1C-Bitrix. Я вижу огромный потенциал в данной области свободного программного кода, считаю, что именно это направление — локомотив для развития всей отрасли.