В Минтрансе опасаются оттока персонала, включая пилотов, которые сейчас активно нанимаются на работу в зарубежные авиакомпании.
Понятно, что сегодня, когда количество перелётов в связи с санкциями сильно сократилось, авиакомпаниям проще отправить персонал в простой, понизить зарплату, а то и вообще уволить. Но ведь авиасообщение рано или поздно нормализуется, и тогда мы столкнёмся с дефицитом кадров, на восполнение которого уйдёт много сил, средств и времени.
— Экономия – важный резон в нынешних условиях. Из-за санкций объёмы гражданских авиаперевозок в стране упали вдвое, а половина пилотов осталась не у дел. И что же им, особенно командирам кораблей, делать – терять квалификацию, сидя дома? Неудивительно, что они предлагают свои услуги иностранным компаниям, чаще – китайским, вьетнамским, японским. Наши гражданские лётчики ценятся за рубежом благодаря своей профессиональной подготовке: на каждого тратятся миллионы рублей. А иностранцы с удовольствием берут «готовенького».
Наших же пилотов привлекает соцпакет, который им может предложить иностранная авиакомпания. Россия остаётся одной из немногих стран, где пилотам платят только за налёт – сколько налетал, столько и получил. В мире же почти везде в соцпакет лётчика входят такие «мелочи», до которых нам ещё далеко. Например, доставка командира корабля машиной авиакомпании до места предполётной подготовки. И не нужно 1,5–2 часа проводить за рулём своего автомобиля, как это происходит у нас, когда пилоты приезжают в аэропорт вымотанными из-за трудной дороги. А ведь усталость пилота напрямую сказывается на безопасности полёта! За рубежом строго регламентируется количество полётов – в соответствии с международным авиационным правом, которое у нас нарушается повсеместно.
Как действовать в такой ситуации? Мой совет: надо отпускать пилотов на заработки за рубеж, не чинить им препятствий. Надо гордиться тем, что за российскими пилотами в мире в хорошем смысле идёт «охота». Но непременно стоит сказать лётчику: «Когда мы опять встанем на ноги, мы тебя пригласим и предложим зарплату и соцпакет лучше, чем там». Кто от этого откажется? Семьи-то пилотов, как правило, в подавляющем большинстве остаются в России, пока их кормильцы работают вахтовым методом: например, по схеме «20 дней лётных – 10 дней дома».
Если в обозримом будущем сделать условия работы пилотов и её оплату в России более привлекательными, чем за границей, то наши не востребованные сейчас пилоты непременно вернутся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции