Кто и зачем атакует российский трубопровод?

Поводом для иска стало несогласие поляков с решением Еврокомиссии, которая в 2016 г. разрешила «Газпрому» использовать на полную мощность трубопровод OPAL, продолжающий на территории Германии газопровод «­Северный поток». Теперь суд запретил загружать OPAL российским газом больше чем на 50%. Чем этот вердикт угрожает России? И о каких разногласиях в Европе сигнализирует газовый спор?

   
   

Николай Ивчиков, независимый эксперт в сфере энергетики

Решение Верховного суда ЕС на первый взгляд направлено на сдерживание рыночных амбиций российских производителей газа. Но де-факто его следует воспринимать как продолжение американских и европейских санкций и часть большого заокеанского плана по смене лидерства в Европе.

Инициатором иска против Еврокомиссии выступила польская государственная энергетическая компания PGNiG. Судебный вердикт выгоден У­краине и Польше, которые получают с России плату за транзит газа через свою территорию, и американским производителям сжиженного газа, которые экспортируют его в Европу на кораблях. Ограничения, введённые для «Газпрома», заставят его перекинуть часть поставок «Северного потока–1» на украинско-польское направление. И наверняка этот прецедент будет использован для того, чтобы ограничить загрузку строящегося «Северного потока–2», что снизит его доходность. Это плохая новость для консорциума инвесторов, финансирующих проект.

Однако есть плохая новость и для Германии. Решение суда во многом продиктовано стремлением США и их ближайших союзников снизить роль этой страны в Европе. США уже дали понять: после торговых баталий с Китаем Европа станет следующим объектом глобального принуждения к правилам игры, формулируемым в Вашингтоне. А Польша, чья элита традиционно смотрит за океан, – второй после Великобритании европейский союзник американцев. Сейчас, когда экономические показатели Германии ухудшаются, а канцлер Меркель готовится к отставке, польские элиты начинают бороться за будущее лидерство с другими странами, например с Францией. Сможет ли Франция и другие члены ЕС урезонить гиперактивную П­ольшу? Время покажет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: