Как спасти авиацию в Сибири и на Дальнем Востоке?

Виктор Горбачёв. © / РИА Новости

Правительство выделило 23,4 млрд руб. для компенсации убытков авиакомпаниям.

   
   

Почему нельзя раздать эти деньги людям, которые купят на них авиабилеты? Ведь это тоже поможет авиакомпаниям преодолеть последствия кризиса. И являются ли госсубсидии единственной мерой помощи?

Виктор Горбачёв, гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации:

— Пока из всего обещанного 8 млрд руб. выделили лишь компании «Аэрофлот» — практически треть от всей суммы. Это значит, что остальным (а у нас в стране под сотню авиакомпаний) достанутся значительно меньшие куски «пирога». И по-прежнему непонятно, кто, по какому принципу и когда их распределит. Говорят, что за каждого пассажира, потерянного в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, авиакомпании получат 365 руб. А аэропортам за каждого потерянного пассажира и вовсе достанется 195 руб. Смешно!

Я считаю, аэропорты, которые входят в холдинги, принадлежащие нашим олигархам, не должны получать помощь от государства. Неужели у миллиардеров хватило средств купить аэропорты Новосибирска и Екатеринбурга, «Шереметьево», «Новапорт», но на их содержание нет денег? Самые богатые у нас почему-то громче всех плачут и быстрее всех получают помощь от государства. А вот кто больше всего нуждается в поддержке, так это местные линии, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. По прогнозам, из кризиса могут не выбраться 40% мелких и средних авиапредприятий.

Раздать деньги людям — не самая удачная идея. Вряд ли они решат потратить их на билеты в ситуации, когда рейсы в любой момент могут быть снова отменены.

За рубежом, чтобы поддержать авиаотрасль, ввели налоговые, финансовые и инвестиционные поблажки. В некоторых странах разрешили брать кредиты под 0,5 и 1%. У нас же льготные кредиты могут взять только те организации, которым есть что заложить. Но у большинства российских авиакомпаний суда находятся в лизинге.

   
   

Нашей авиаотрасли могло бы помочь и улучшение налоговой политики. Стоит освободить компании от налогов на полгода, а потом дать рассрочку на 1–2 года. Выдавать долгосрочные кредиты под низкие проценты. Чтобы их могли получить как крупные, так и маленькие предприятия, и не только на выплату заработной платы, но и на содержание.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции