Как правильнее поддержать незащищённые слои населения?

Антон Денисов / РИА Новости

Эксперты центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований предложили исключить говядину и яблоки из списка социально значимых продуктов.

   
   

По их мнению, пора в принципе пересмотреть подходы к составлению таких списков. Но нужно ли делать это именно сейчас?   

Георгий Бовт, политолог, журналист:

Речь идёт о списке продуктов питания первой необходимости. Его утверждает и пересматривает правительство. Если какой-либо продукт из списка дорожает хотя бы в одном из регионов более чем на 10% (за вычетом сезонного фактора) в течение двух месяцев подряд, то для него могут спецраспоряжением установить предельные розничные цены на срок до трёх месяцев. В нём 24 позиции, включая отдельные виды мяса, рыбы, масло, молоко и яйца, хлеб и муку, основные крупы и овощи. Эксперты предлагают список сократить, поскольку «действия правительства по ограничению цен имеют положительный результат преимущественно в части психологического эффекта». То есть в переводе на нормальный язык – почти никакого. 

Эксперты оправдывают свои предложения тем, что, мол, те виды говядины, которые в списке, потребляют в основном более состоятельные слои населения, как и импортные яблоки. Так что в список надо добавить именно товары «для бедных» (типа минтая), а товары «для богатых» сократить.

С этой логикой можно по­спорить. Потому как если эксперты сами же говорят, что «эффект психологический», то какой смысл тасовать одну и ту же колоду? Мировой практике известны другие подходы. Например, Малайзия (страна, сопоставимая с РФ по доходам на душу населения – более 11 тыс. долл. против наших более 12 тыс.) на фоне повышенной продуктовой инфляции субсидирует из бюджета продукты, составляющие важную часть в рационе менее обеспеченных слоёв населения. Например, рис. В России рацион менее обеспеченных слоёв установить и эти продукты субсидировать – не бином Ньютона.  

Другой подход основан на адресной поддержке именно бедных. Условно бедные получают от государства либо пособия на еду в сумме, рассчитанной по «минимальной корзине», но по рыночным ценам, либо продуктовые талоны, исходя из определённой суммы.  

   
   

Об адресной поддержке у нас говорят не один год, но воз и ныне там. Прежде всего из-за отсутствия качественной методики учёта всех доходов, включая теневые, а также реальных расходов. Однако именно в этом направлении всё равно придётся двигаться, поскольку остальные форматы поддержки бедных даже психологического эффекта часто уже не имеют.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции