По итогам 2022 г. в России может быть зафиксирован рекордный отток капитала. Центробанк прогнозировал его на уровне 251 млрд долл. (в 2014-м было 152 млрд).
При этом внутри страны промышленность задыхается от нехватки инвестиций. Так почему же мы до сих пор вывозим деньги, вместо того чтобы вложить их, например, в импортозамещение?
Государство всеми силами поощряет вывоз капитала из страны. Я думаю, что скоро ЦБ будет штрафовать людей за попытку ввезти в страну валюту.
Почему капитал утекает в таких объёмах? Цены на сырьё в прошлом году выросли, и наши сырьевые компании получили много валюты от экспорта. При этом нам сильно зарезали импорт. В результате образовалось большое количество валюты. В ситуации, когда государственная экономическая политика, по сути дела, запрещает экономическое развитие (это и высокие процентные ставки по кредитам, и административный и налоговый террор, и ценовой произвол монополий), найти себе применение частный капитал в стране не может. Вот он и уходит.
Если вы сбрызнете водой землю, выжженную до состояния стекловидной корки, то вода просто скатится и землю не пропитает. Землю надо сначала взрыхлить. Такая же ситуация с вывозом капитала. Заработанную за рубежом валюту буквально выталкивают обратно, не давая ей «пропитать» свою экономику. Делать это начал ещё Гайдар, а сегодня его дело продолжают гайдароиды в социально-экономическом блоке.
Как уменьшить вывоз капитала? Запретить его к чёртовой матери, и всё! Во всяком случае, запретить вывоз капитала в непроизводительных целях. Проведите деофшоризацию экономики: вся собственность, которая находится в России и при этом зарегистрирована в офшорах, должна быть либо перерегистрирована здесь, либо конфискована государством. Ограничьте обналичивание, т. е. переток денег из легальной сферы в нелегальную. Чтобы один человек мог обналичивать в день сумму, не превышающую размер среднемесячной зарплаты в РФ. Для 90% россиян это не станет сколько-нибудь заметным ограничением. Но господа олигархи, едва услышав про такое предложение, уже начали кричать про «тридцать седьмой год».
При этом, естественно, надо создать возможности для инвестирования капитала в стране – ограничить произвол монополий и снизить издержки базовых отраслей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции