Как облегчить жизнь бедным?

Анна Очкина, глава Центра соцанализа Института глобализации и соцдвижений 

   
   

На самом деле адресная помощь, о которой, скорее всего, идёт речь, зашла в тупик. Все страны, где она существует, сталкиваются с тем, что её постоянно не хватает и требуются всё новые меры поддержки социально уязвимых групп граждан. Повышаются пособия, вводятся новые льготы.

А это, в свою очередь, нередко вызывает социальное иждивенчество со стороны тех, кому помогают, и рост недовольства со стороны тех, чей доход чуть больше установленного государством минимума для получения помощи, но уровень жизни крайне низкий.

Гораздо эффективнее другой путь: нужно развивать общественный сектор. Я говорю о доступности образования, здравоохранения, транспорта. О развитии рынка труда. У нас в стране зачастую рождение ребёнка автоматически переводит семью в категорию малоимущих. Если же повсеместно будут доступны ясли и детсады, куда мама сможет отдать ребёнка ещё до достижения 3 лет, она сможет выйти на работу - и материальное положение семьи улучшится. При этом важно, чтобы детские сады и школы нормально финансировались. В этом случае они не будут откусывать значительную часть бюджета семьи в виде поборов. Параллельно нужно продумывать систему занятости для родителей с детьми. Возможно, это будет временная занятость, фриланс. Но всё это должно быть официально оформлено, с этих заработков должны идти все социальные отчисления.

Развитие общественного транспорта улучшит мобильность граждан, повысит доступность различных районов города, а значит, и шансы найти работу. Сегодня нередки случаи, когда люди без личного транспорта становятся изгоями на рынке труда. 

Ещё одна проблема, которую нужно решать, - это заниженные заработные платы, иногда они оказываются ниже прожиточного минимума. Из-за этого складывается ситуация, когда даже работающий полный день человек не может выкарабкаться из-за черты бедности. 
Озвученные меры едва ли в итоге окажутся дороже для бюджета, чем адресная помощь. Но сильный государственный сектор в образовании, здравоохранении, на транспорте будет вытеснять из этих сфер бизнес. И это, вполне возможно, кому-то не нравится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: