Главный санкционный страх

Олег Бондаренко. © / Из личного архива

Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики 

   
   

С 2014 года Вашинтон пугал Москву перспективой отключения от международной системы банковских платежей SWIFT. Но реализовать эту угрозу, которая в наше время некоторыми экспертами приравнивается к объявлению войны, может Великобритания. После отравления бывшего «крота» российской разведки Сергея Скрипаля в Солсбери британский премьер Тереза Мэй объявила 10 пунктов возможной реакции Лондона в случае отсутствия объяснений со стороны Москвы. Поскольку никто никаких объяснений, естественно, давать не будет, эти 10 пунктов можно считать руководством к действию. Среди прочего в них указано отключение России от SWIFT и арест активов всех российских олигархов, которые не смогут подтвердить официальные источники собственного обогащения. И если последнее предложение можно только приветствовать, то с существующими банковскими переводами могут возникнуть определенные сложности. 

На воскресные президентские выборы к нам снова прилетят международные наблюдатели: депутаты парламентов из разных стран. Один из них, мой знакомый итальянец, на полном серьёзе уже спрашивает меня, работает ли в России система Mastercard, сможет ли он здесь платить своей карточкой. Так что же говорить про обычных туристов или футбольных болельщиков, которые собираются (или, по крайней мере, собирались) приехать к нам на чемпионат мира по футболу в июне?

После того как летом прошлого года Вашингтон объявил о подготовке нового пакета санкций против России, многие представители российских элит (в первую очередь — из числа «пармезанов на госслужбе») замерли в тягостном ожидании. Некоторые бизнесмены разворачивали на Западе целые кампании по открещиванию от официальной политики Москвы, но это им не помогло. В итоговый список американского Госдепа попали все: и те, кто строит Крымский мост, и те, кто делал (и до сих пор делает) всё, чтобы Крым не становился российским. Лишь только главы Центробанка Набиуллиной да главного наноэнергетика Чубайса в списках не оказалось. Что интересно, после публикации итогового списка чиновников и бизнесменов никаких мер против них объявлено не было. Дональд Трамп решил отложить начало персональных преследований на более удобный момент. 

Тем временем министр финансов США Стивен Мнучин объявил 6 марта о расширении санкций против российской банковской системы. Это может означать лишь одно: отключение России по примеру Ирана от системы межбанковских переводов SWIFT. На практике это может коснуться всего: от проблем с оплатой карточкой VISA или Mastercard в магазине до невозможности получать оплату за российские энергоресурсы из стран Запада, как это было сделано в случае с Ираном. Все крупные международные платежи, завязанные на SWIFT, могут в одночасье перестать проходить. И что тогда делать? Организовывать платежи за газ самолетами с наличностью, как пытались в том же Иране? Или выдумывать более длинную схему оплаты с привлечением третьих стран и офшоров? На этот вопрос не было ни у кого ответа. 

Но жизнь не стоит на месте. Сразу после первых санкций по китайскому образцу была запущена первая российская платежная система, на карты которой уже переведено начисление зарплат практически всем бюджетникам. В это же время наши специалисты работают над созданием альтернативных каналов межбанковского взаимодействия. Наши банки уже рассматривают запуск такой системы с использованием российской блокчейн-платформы. А придумал ее наш математик, преподаватель МГУ Александр Бородич. Его теперь называют создателем первой российской блокчейн-платформы. Той самой, что позволяет проводить свыше 20 тысяч операций в секунду и дает возможность мгновенно совершать большое количество транзакций, что так важно для экономики. 

В своем недавнем послании Федеральному собранию президент Путин говорил о необходимости использования в банковской сфере новейших технологий, созданных по принципу блокчейна (распределенная база данных в виде «цепочки блоков», существующих независимо друг от друга). Использование подобной схемы может существенно помочь российской финансовой системе в случае отключения от банковской системы SWIFT.     
   

Это особенно актуально накануне чемпионата мира по футболу, на который собираются приехать десятки тысяч болельщиков. Большинство из них, конечно, будет платить за все своими карточками. И в том случае, если система SWIFT окажется заблокирована, у нее уже будет альтернатива, готовая к применению в России. Поскольку децентрализованная система работает на технологии блокчейн, взаиморасчеты между участниками будут производиться мгновенно. 

Для США очень важно сделать всё для уменьшения легитимности результатов этих президентских выборов. Поэтому мы снова слышим усиливающуюся стрельбу на Донбассе, активизацию боевых действий в Сирии, обвинения России в убийстве «мирных жителей» в Восточной Гуте или в отравлении предателя Скрипаля в предместье Лондона. В этой связи как раз период между окончанием президентской кампании и началом чемпионата мира по футболу является наиболее удобным для организации очередной провокации с последующим обвинением и незамедлительным наказанием Москвы со стороны Запада. Сорвать чемпионат-2018, как срывали Олимпиаду-1980, очень важно для Вашингтона с точки зрения демонстрации последовательности и эффективности своей антироссийской политики. 

Для российских властей это станет очередным уроком о неизбежности поиска новой — публичной — идеологии развития. Все прежние псевдоидеологические модели плохо работают. «Рыночная экономика» и «спорт вне политики», как выяснилось, заканчиваются там, где начинаются геополитические интересы Вашингтона. Значит, нельзя дальше идти курсом подмены базовых ценностей. 

Я только что вернулся из Сербии, где читал лекции о российской политике в Белградском университете. Балканы, как и вся традиционная Европа, все еще ждут того момента, когда из Москвы «граду и миру» будет провозглашена новая доктрина развития. А возможным это станет только после того, как, с одной стороны, будет обеспечена независимость в базовых вопросах экономического развития, а с другой стороны, российские чиновники, отвечающие за развитие международных отношений, уйдут от рыночного принципа «ты мне, я тебе». Коль скоро Россия пока претендует на наличие известных геополитических амбиций, то и оплачивать их нужно сверх всякого рынка. У нас же в этих вопросах иногда с точностью до наоборот: отдельные российские чиновники, отвечающие за международную политику, умудряются даже зарабатывать на ней. И причина этого кроется в прежнем отсутствии той самой экономической суверенности государства, что даёт им, как они считают, моральное право подменять государственную политику рыночными отношениями. 

Поэтому наличие собственной платежной системы, обеспечивающей стабильность финансового функционирования государства, в условиях неизбежного усиления санкций является первоочередной задачей для экономического блока правительства. Пусть даже и тех его членов, кто пока еще не попал в санкционные списки США. В противном случае нас ждет реальная перспектива экономической стагнации по иранской модели.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции