Европейская «зрада», или Почему Запад заставил Киев вернуть долг Москве

Александр Дудчак. © / Из личного архива

Законное, но неожиданное для Украины решение вынес Высокий суд Лондона. Он одобрил ускоренное рассмотрение иска России к Украине о евробондах на 3 млрд долларов. Это означает, что долг, который постмайданная власть совершенно безосновательно отказывалась признавать суверенным и привыкла называть «личным долгом Януковича», все же придется возвращать в полном объеме. Украина рассчитывала, что и в этот раз окажется в роли «своего сукиного сына» для Запада. А Лондон, как классическое олицетворение этого самого Запада, выступит на стороне Киева.

   
   

Еще не так давно, в 2015 году, тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк говорил: «Мы заявили России: мы считаем, что вы подпадаете под реструктуризацию, как и все другие кредиторы. Условия были предложены всем одинаковые. Россия сразу заявила, что она не готова на реструктуризацию и будет требовать долг. Я также сразу заявил: других условий, отличных от остальных кредиторов, вы не получите. Базовое условие — уменьшение долга на 20%, перенос всех долгов на четыре года. Не хотите — тогда получите решение правительства о внедрении моратория на выплату России 3 млрд. долларов. Мы 3 млрд долларов платить не будем».

Однако в этот раз что-то пошло не так. В последнее время в отношении Украины Запад все чаще поступает «не так». В ходе лондонского процесса все аргументы украинской стороны судья отверг. Среди них были и обвинения в политическом давлении на Украину. Также суд не принял во внимание и указания Украины на необходимость рассматривать дело в обычном порядке, из-за того, что иск, по мнению Киева, «является средством давления на страну, которое включает военную оккупацию, повреждение имущества, незаконную эксплуатацию активов и значительные человеческие потери».

Такое решение Высокого суда Лондона можно назвать симптоматичным, сигнализирующим об изменении отношения Запада к политике, проводимой сегодня Киевом.

Но что же дальше? Если в конце 2015 года, отказавшись выплачивать долг, Украина допустила технический дефолт, а МВФ в нарушение своих же правил продолжал переговоры о финансировании Украины, то будет ли теперь этот долг погашен? Если нет, то как теперь МВФ назовет ситуацию, в которую попал должник? Может ли Украина согласиться с решением Высокого суда Лондона? Речь идет не только о серьезном политическом поражении украинской власти. Украина в нынешней ситуации не в состоянии выплатить 3 млрд долларов плюс набежавшие проценты.

Украина платить не будет, пока у нее есть еще последний официальный повод для отсрочки — возможность подать апелляцию. Оттянуть выплату удастся на срок от трех месяцев до года. Министр финансов Украины Александр Данилюк прямо заявляет: «По просьбе украинских юристов суд также согласился заморозить сегодняшнее решение до следующего заседания суда, которое состоится не раньше конца апреля. На следующих этапах процесса Украина продолжит последовательно отстаивать свою позицию и защищать государственные интересы». Вот только почему интересы Порошенко называют государственными интересами?

Политическую мотивацию Лондона никто не отменял. Можно предположить, что Киев предпримет попытку продемонстрировать свою полезность Западу, постарается вновь выслужиться. Обычно такая логика приводила к очередному обострению на Донбассе, провокациям и обвинениям России в «агрессии».

   
   

Европа все с большим раздражением смотрит на нежелание Украины выполнять Минские соглашения, что создает проблемы для самой Европы. А после выборов во Франции и Германии ситуация для Порошенко и компании может значительно ухудшиться.

Политика постмайданной власти привела к ситуации, при которой отдавать за долги уже нужно будет больше, чем можно будет взять взаймы. В ожидании транша от МВФ в $1 млрд. Украине в 2017 году необходимо будет выплатить $1,08 млрд. Дальше — больше. При том, что источники поступления валюты в страну туманные: в 2018 году только МВФ нужно будет вернуть — $2,2346 млрд.; в 2019 году — $1,709; в 2020 году — $1,159 млрд. И уже никто в Киеве не хочет вспоминать, что в последнем мирном году — в 2013, долг Украины перед МВФ составлял всего лишь $2 млрд., теперь же он вырос до более чем $12 млрд. Есть и другие долги.

О других кредиторах, кроме МВФ, сложно вести речь. Никто в здравом уме и трезвой памяти не будет одалживать или инвестировать в страну, где ведется война, а правила возвращать деньги игнорируются. Очевидно, что кредиторы выставят Украине условие по продаже земли. Больше кредиторам предложить нечего.

Одно из самых печальных последствий для украинского народа и его соседей состоит в том, что после трех лет правления постмайданной власти смена руководства страны не сможет избавить Украину от рабского положения. Закабаление уже произошло на десятилетия. И бросить на произвол судьбы Украину невозможно, и выручить сложно. Ни России, ни Белоруссии, ни странам-членам ЕС на своих границах не нужна кровоточащая рана размером с Украину. Но Киев не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, у Европы и без того хватает проблем. Кто в итоге после череды смены властей в Незалежной подставит плечо? Вопрос риторический...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции