Что положим в корзинку? Представления россиян о счастье меняются

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Не будем описывать продуктовую корзину нашей знати. О ней нетрудно догадаться. Как гласит реклама одного из элитных продуктовых магазинов: «У нас есть всё, что есть лучшего в мире, и это лучшее надо есть». Как говорили в 90-е, красиво жить не запретишь.

   
   

С тех пор мало что изменилось. Разве что представления о красоте. Известна история о том, как Борис Березовский от щедрот олигархической души раздаривал родственникам услуживших ему политиков «Жигули». Те были счастливы. Сегодня такой подарок выглядел бы неприлично. В благодарность за услуги нынче дарят «Бентли», «Мазерати», антиквариат, квартиры, загородные дома. Но чаще всего просто переводят на счёт тех, кто услужил, крупные суммы денег. Естественно, питание в этих сферах не самое диетическое. На хлебе и кефире тут не сидят. И тем более страшно себе представить, какой стол могут позволить себе накрыть наши главные олигархи, чьё состояние недавно оценил «Форбс»: Л. Михельсон (14,4 млрд долл.), М. Фридман (13,3), А. Усманов (12,5), В. Потанин (12,1), Г. Тимченко (11,4), А. Мордашов (10,9), В. Вексельберг (10,5)...

Народная диета

А как питаются другие? Что едят люди, живущие на прожиточный минимум? А ведь в России есть ещё и такие, чьи доходы не дотягивают и до минимума. И таких 14% населения. Что они приносят домой в своей продуктовой корзине? По мере возможности хозяйки стараются сохранить достойный уровень питания. Выкручиваются всеми мыслимыми и немыслимыми способами. В сельской мест­ности выручают приусадебные участки, а многие горожане по-прежнему собирают урожай со своих дачных шести соток. Да и на гастрономическую экзотику наш народ особо не тянет. Попробуй-ка убедить русского человека есть водоросли, как в Японии, или жареных насекомых, как в Китае. Он готов экономить на многом - на одежде, на развлечениях, на культуре, даже на выпивке. Но не на еде! Даже в постные советские времена, когда за многими продуктами приходилось стоять в очереди, домашние холодильники были заполнены едой, а по праздникам столы заполнялись всякой «вкуснятиной». Стараясь сохранить традиции, россия­не в последние годы заметно увеличили расходы на питание. Новые ботинки подождут. По данным социологов, теперь больше половины семейного бюджета у россиян уходит на еду.

Не до жиру…

И тем не менее резкое подорожание продуктов крайне негативно сказывается на народном столе. Судя по содержанию реальной, а не номинальной потребительской корзины (т. е. рассчитанного государством минимального набора необходимых человеку товаров - см. справку), миллионы россиян фактически скатываются к кресть­янскому столу XVIII-XIX вв. А это почти полное отсутствие мяса и рыбы, а также кондитерских изделий. Вместо сливочного масла на завтрак у многих граждан теперь маргарин. Вместо уважаемой народом любительской колбаски россияне массово переключаются на картошку, капусту и пшёнку. В советские времена народные диетологи активно советовали есть салат из одуванчиков и варить варенье из черноплодной рябины. Но варенье требует сахара. А даже в официальной потребительской корзине на один роток сегодня прописано всего 1,6 кг сахарного песка в месяц. Вареньем не забалуешься…

Неудивительно, что люди всё пристальнее присматриваются к доходам чиновников. Но активного протеста нет. И, как говорят социологи, не предвидится. В России наблюдается поразительный (и, похоже, уникальный) феномен: люди не только не протестуют, но и стараются вообще не замечать проблем. Как бы отворачиваются от них. В результате даже в условиях кризиса и всё более очевидного падения уровня жизни социологи фиксируют зашкаливающие показатели «народного счастья». По последним опросам ВЦИОМ, счастливыми себя называют 83% россиян. Среди молодёжи индекс счастья ещё выше - более 90%. Это максимум за последние 25 лет.

Справка
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизни человека в течение года. Например, считается, что работающему россиянину за год требуется съедать 18,5 кг рыбопродуктов, ребёнку - 18,6 кг, а пенсионеру - 16 кг. Причём не уточняется, какие это рыбопродукты: лосось и красная икра или мойва с килькой.

Чему рады?

Чем объяснить такое явление, никто не знает. Не телевидением же. Тем более что уровень доверия к нему в последние годы упал. Объяснение, скорее всего, лежит в сфере психологии. Чтобы не деморализовать себя и своих близких, люди стараются не показывать своего неблагополучия, не говорить о нём. Возможно, сказывается и то, что у людей разные представления о счастье. Для счастья «по первой категории» нужны миллионы, дворцы, молодые любовницы, презервативы со стразами, костюмы от модных домов, киркоровы, поющие на свадьбе. А для большинства счастье - это «просто любовь», хорошая жена, верный и непьющий муж, здоровые родители, возможность дать образование детям.

   
   

* * *

В недавнем отчёте перед Госдумой премьер Д. Медведев не скрывал плачевного состояния экономики. Ну разве что чуть-чуть добавил в пейзаж мягкой акварели. Всё-таки Пасха была на носу, вокруг всё зазеленело, запахло куличами…

Об экономических проблемах даже в высших кругах сегодня не говорит разве что ленивый. Многие говорят бесстрашно, резко. А вот о чём не любят говорить - так это о моральном состоянии страны. Хочется верить рапортам о победном шествии счастья. Соответственно и в информационной сфере действуют по упрощённой советской схеме: вместо диалога с обществом идёт наращивание записного оптимизма. Но вот что интересно: нужные вопросы и нужные песни люди задают и поют преимущественно в присутствии начальства. А как только начальник за дверь (особенно в губерниях), начинаются совсем иные разговоры. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции