Чем белорусы оплатят кредит?

Константин Симонов. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Президент Лукашенко пообещал перевести транзит белорусских грузов из литовского порта в российский, если Москва предложит «условия, как в Прибалтике».

   
   

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Речь об огромных день­гах: только в 2019 г. через порт Клайпеда белорусы прокачали 15,5 млн т грузов. И когда после августовских событий Литва одной из первых ввела санкции против Лукашенко, забрать у неё этот лакомый кусок, казалось бы, выгодно и Минску, и Москве.

Вспомните ситуацию с поставками сжиженного газа из США на европейский рынок. Американцы прямо говорят европейцам: да, наш газ дороже российского. Но это правильный, хороший газ, в нём есть молекулы свободы, поэтому вы и должны заплатить за него больше. США не субсидируют европейцев, они заставляют их платить за свои поставки.

Что в этом смысле происходит у нас с белорусами? Решения, которых мы от них добились и добиваемся, абсолютно правильные. Но есть нюанс: платить за них в итоге приходится нам самим.

Понятно, что литовские порты для Белоруссии ближе, чем российские. И если переключать экспортные потоки на нашу Усть-Лугу, придётся как-то компенсировать возросшие затраты, потому что увеличится транспортное плечо. За счёт чего? Может оказаться, что мы сейчас выдадим кредит Белоруссии, и на эти деньги она проведёт в том числе переориентацию потоков на российские порты. А потом встанет вопрос, как она будет этот кредит возвращать.

Можно вспомнить и другое, тоже правильное решение – о повышении стоимости газа для Белоруссии. Да, мы выставили им ценник 127 долл. за 1000 м3 – очень выгодная для нас стоимость в 2020 г. Весной и летом она была даже выше средней цены поставок «Газпрома» в Европу. Ну и что? Белоруссия в итоге накопила долг по оплате газа под 350 млн долл.

   
   

Впрочем, если рассматривать финансовые вливания в Белоруссию как неизбежность, то, конечно, лучше, чтобы эти деньги пошли не куда-то, а на оплату российского газа и на пере­ориентацию грузопотоков на порты в Ленинградской обл. Это точно лучше, чем повторить ситуацию 2013 г., когда мы дали 3 млрд Януковичу и до сих пор не знаем, куда они исчезли. Если уж мы решили, что нам пока придётся тянуть эту белорусскую лямку, то пусть вложенные деньги хоть как-то возвращаются к нам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции