Владимир Трегубов, доцент кафедры Национальной экономики ЭМИТ РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук:
В России заговорили о необходимости обложить налогом бездетных граждан. Председатель правления организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая предлагает взимать с мужчин и женщин, сознательно отказывающихся от рождения ребенка, по 300-500 рублей в месяц. «Не любят, пусть платят налог и не любят дальше», — считает Буцкая. А точно ли россияне не заводят детей потому что «не любят»?
Давайте для начала вспомним, что в современном обществе (я имею в виду развитые страны) женщины все более стремятся играть значимую роль в обществе, политике и бизнесе. Это общемировая тенденция, и тут ничего не поделаешь. В 1980-х годах в Индии провели исследование, которое выявило прямую зависимость числа детей у женщин от полученного ими образования. Так, женщины без образования обычно имели 5-7 детей, у женщин со средним образованием было по 2-4 ребенка, а у женщин с высшим образованием — 1-2 детей, и они вели активную общественную жизнь.
Если вернуться к экономическим категориям, то простой подсчет покажет, что заводить детей с надеждой дать им полноценное высшее образование могут сегодня далеко не все молодые пары. Ясно, что к окончанию средней школы надо нанимать репетитора для успешной сдачи ЕГЭ. Образование в престижных вузах дорожает год от года и составляет 250-300 тысяч рублей в год для вузов из топ-10. Количество бюджетных мест ограничено и в большинстве случаев недоступно для многих талантливых абитуриентов.
В стране совершенно отсутствует практика выделения грантов для способной молодежи со стороны крупных корпораций и богатых семей. Российский олигарх скорее купит себе новую яхту на 10 метров длиннее, чем у саудовского принца, чем создаст фонд имени себя, чтобы оплачивать учебу талантливой молодежи в вузах России.
Конечно, государственная политика должна стимулировать богатых граждан заниматься благотворительностью, хотя бы освобождать от налогов на ту сумму, которую они пожертвуют на благие цели, как это принято в развитых странах. Например, в США семьи Рокфеллеров, Форда, Гейтса и других жертвуют миллиарды долларов на благотворительность и не устанавливают золотых унитазов на своих яхтах.
Также не развита у нас система кредитования студентов на цели получения образования. Коммерческие банки в этом не заинтересованы ввиду высоких рисков, а государственной системы студенческого кредитования наподобие американской корпорации «Салли Мей» (Student Loan Marketing Association), привлекающей средства для рефинансирования кредита на цели образования путем выпуска облигаций под гарантии правительства США, у нас нет и вряд ли будет. Так что приходится рассчитывать либо на обеспеченных родителей тем, у кого они есть, либо сначала заработать деньги, а лишь потом получить образование, откладывая рождение ребенка на неопределенный срок.
Все это сложности, сопряженные лишь с образованием ребенка. А ведь родители еще обязаны подумать, где будут жить их дети. Никакие программы льготной ипотеки не предусматривают льготных кредитов для детей молодых родителей. Покупать жилье даже для себя сложно большинству молодых пар, не говоря уже о том, чтобы думать о покупке жилья своим детям.
При таком раскладе понятно, что появление налога на бездетность ничего не даст, рождаемость он не простимулирует.
Для решения проблемы хотя бы стабилизации численности населения России на нынешнем уровне нужна продуманная система государственной поддержки молодых семей, обеспечения социальных гарантий достойной жизни, учебы и работы подрастающих поколений. Только при этих условиях можно надеяться решить вопрос депопуляции России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции