Дырка от бюджета. Отчего регионам постоянно не хватает денег?

Владислав Иноземцев, д. э. н., директор Центра исследований постиндуст­риального общества

   
   

Откуда брешь?

Последние недели принесли несколько «налоговых» новостей: сначала правительство заявило о «допустимости» дополнительного налога с продаж, а затем появилась «утечка» о грядущем повышении налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Все эти меры позволят, по замыслу властей, пополнить региональные бюджеты - как раз в них поступают налоги на доходы граждан, туда же направят и налог с продаж. Предполагается, что к 2017 г. это увеличит доходы регионов на 600-700 млрд руб. - эта цифра сопоставима с предполагаемым их дефицитом в текущем году (около 850 млрд руб.).

Становится ясно, что правительство не может обеспечивать растущие траты без увеличения налогов. Но Россия уже сегодня отличается очень высокой налоговой нагрузкой на экономику - 34,99% от ВВП (в США - 24,35%, в Китае - 22,64% от ВВП). Дальнейшее же повышение налогов наверняка приведёт к снижению экономического роста, и тогда налоговые посту­пления в бюджеты регионов могут, наоборот, сократиться. К тому же рост налогов не означает оздоровления региональных бюджетов.

Большинство регионов тратит из бюджета больше, чем получает. Возьмём Красноярский край. Запланировано, что в 2014 г. регион заработает 143,5 млрд руб. и израсходует 176 млрд руб. При этом «собственные доходы» краевого бюджета - это лишь 121 млрд руб., а ещё более 22 млрд руб. - средства, поступившие из федерального центра. Похожая картина в Калинин­градской области: из 35,4 млрд руб. доходов 2013 г. треть (12,3 млрд руб.) - помощь «федералов». Реальные прорехи в региональных бюджетах достигают сегодня в среднем 22-25% их доходной части.

Президентские «майские указы» нагрузку увеличили: за значительную часть расходов на образование и здравоохранение теперь отвечают местные власти. К 2018 г. учитель должен получать не ниже среднего оклада по региону, а врач - две средние зарплаты. Разумеется, многие пытаются просто смухлевать: достаточно спросить врачей в Костроме, кто из них имеет зар­плату в 34 тыс. руб., «изображённую» администрацией как средняя по городу в последнем отчёте. Но в большинстве случаев бюджеты вынуждены повышать траты, причём спланировать их невозможно: ведь доходы учителя в Краснояр­ске зависят от того, повысится ли... зарплата на предприятиях «Норильского никеля». В итоге доходы местных бюджетов падают, а расходы растут. И везде более 50% трат идут на образование, здравоохранение и социальную поддержку населения.

Фото: АиФ / Андрей Дорофеев

Как заштопать? 

Тенденцию к сокращению числа регионов-доноров (в 2005 г. их было 19, в 2013 г. осталось только 9) нужно переломить - не то «переломится» вся российская финансовая вертикаль. Однако правительство сейчас уделяет особое внимание крупным инвестиционным проектам - вводу в действие новых месторождений, строительству трубопроводов и т. д. Эти проекты не создают массы рабочих мест и не приносят регионам дополнительного НДФЛ. Новые предприятия стараются не показывать прибыли. И потому, например, хотя добыча нефти в Красноярском крае выросла в 2010-2013 гг. более чем в три раза (с 6,8 до 21,6 млн т), поступления от нефтяников в краевой бюджет увеличились лишь на 14%. Малый бизнес и вовсе стремится уйти «в тень». 

Как же оздоровить региональные бюджеты? Прежде всего нужно пересмотреть налог на добычу полезных ископаемых - сегодня он идёт целиком в федеральный бюджет и образуется на 99,3% от налога на добычу нефти и газа. Следует передать регионам до 20% этого налога и установить значимые ставки на использование прочих ресурсов (от щебня до речных стоков, от вылова море­продуктов до заготовок леса). Пусть природа региона приносит ему доход. Такой «манёвр» мог бы принести до 1,5 трлн руб. в год. 

   
   

Следующий шаг - существенно снизить НДС (к примеру, с 18% до 10) и одновременно отменить его возмещение по товарам, идущим на экспорт. Это сократило бы доходы федерального бюджета, но параллельно можно было бы ввести налог с продаж (на уровне 5%), что принесло бы регионам до 700 млрд руб. и вызвало бы интерес к развитию местного бизнеса, а не потворствованию одним только «национальным достояниям». Столь же очевидным выглядит введение налога на роскошь, которое правительство так и не решается предпринять.

Главное - любые меры должны быть ориентированы не на рост федеральной помощи, а на повышение доходов местных бюджетов за счёт развития местного же бизнеса. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции