Михаил Делягин, экономист, директор Института проблем глобализации
Превышение реальной стоимости первоначальной сметы - не новость в строительстве. В советское время КАМАЗ обошёлся более чем вдвое дороже исходных расчётов, в наши дни притчей во языцех стали Олимпиада в Сочи и прочие «имиджевые» проекты.
Но это не только российская особенность. Скажем, США намного перещеголяли нас: в своё время огромный комплекс зданий штаб-квартиры МВФ в центре Вашингтона был построен не то что с превышением сметы, а вообще без неё. В самом деле: зачем смущать международную бюрократию всякими бумажками?
В нашей стране такое было бы невозможно. По сугубо административным причинам стоимость любого крупного проекта стараются сначала занизить, чтобы облегчить решение о его реализации, а затем завысить, чтобы застраховаться от возможных срывов.
Если же учитывать эффекты коррупции и злоупотребления монопольным положением, которые, как правило, до сих пор остаются безнаказанными, и без того невесёлая картина становится ещё более мрачной. В реальной смете завышаются цены на всё: от проекта до отделки, а материалы учитываются по ценам иногда в разы выше рыночных. После завышения цен минимизируют издержки: сложнейшие работы порой поручаются гастарбайтерам, не владеющим даже русским языком, а вместо качественных материалов используются бросовые. А на разницу в стоимости возводятся роскошные поместья в Рублёвско-Куршевельском федеральном округе, даются взятки, нанимаются адвокаты и политтехнологи.
Без решительного искоренения коррупции модернизация России невозможна: либералы украдут всё без остатка, а потом ещё и загонят государство и граждан в кредитное рабство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Архитектор Андрей Боков: «Обсуждение Генплана стало поводом для выплеска накопившихся эмоций» →
- Как кризис отразится на наших дорогах: сделает платными? →
- Нефть: богатство страны или её беда? →