Почему в России нет и не будет производства?

Владимир Кашин © / Из личного архива

Прогнозы роста промышленного производства в нашей стране, по оценкам Минэкономразвития, положительные. Мы начинаем производить больше — в том числе, благодаря санкциям и обострению отношений с Украиной. Однако не всё так радужно, считает Владимир Кашин, профессор Российского экономического университета им. Плеханова.

   
   

«Да» — банкирам, «нет» — заводам

Государство средствами налоговой политики налагает абсолютный запрет на производство в нашей стране любых полезных вещей и товаров. Что разрешает делать российская система налогообложения? Например, торговать иностранным ширпотребом — для такой деятельности установлен льготный налоговый режим. Заниматься банковским делом и валютно-финансовыми спекуляциями — вся эта деятельность заботливо освобождена от обложения НДС. Добывать и распродавать запасы из отечественных природных кладовых — опять спецрежимы, плюс прямое премирование в виде «возмещения» из сумм НДС, уплаченных другими секторами и отраслями экономики. Извлекать доходы из любого рода криминальной и полукриминальной деятельности — таким доходам в РФ гарантируется иммунитет от налогов, чего нет ни в одной развитой стране мира!

А вот полным набором налогов (налог на прибыль, НДС и налог на имущество) у нас — в единственной стране в мире — облагается только производственный сектор! Для предприятий, производящих материальные товары и продукты, реальное налоговое бремя превышает 50 %.

Пора начать трудиться

Итак, мы не на дне, мы — ниже дна, и чтобы конкурировать с другими странами на мировом рынке разделения труда в сфере полезной производственной деятельности, нам надо вначале устранить эти перекосы, выйти «на нейтральный уровень», и только потом уже можно будет ставить задачи перехода к налоговому стимулированию экономического развития нашей страны.

Задачи обогащения банкиров, сырьевиков и челноков-спекулянтов мы выполнили, теперь пора заняться и производством. И это не просто благое пожелание, это — императив, без обеспечения которого российское государство рискует самим своим существованием.

Действительно, со стороны внешнего мира всё более укрепляется мнение, что российскому народу-бездельнику (а кроме природного сырья, мы внешнему миру практически ничего не предлагаем) не по заслугам владеть шестой – седьмой частью суши и львиной долей природных богатств планеты. Поэтому либо мы начнём производительно трудиться, либо «нас сомнут», сотрут, попросту вытравят — как неполезных, но слишком шумных сверчков в деревенском доме.

Работа ради бухгалтерии?

Что надо исправить в налогах?Для начала — простой, взятый из жизни пример. Находящийся в Канаде и принадлежащий объединению «Ростсельмаш» тракторный завод, который по итогам 2012 года имел прибыль в размере $16,4 млн, в российских условиях имел бы чистый убыток в сумме $21,7 млн. И главные статьи, определяющие невозможность работы аналогичного предприятия в России, это налоги. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн. В России такой завод должен заплатить $74 млн, на $26,1 млн больше.

   
   

На тракторном заводе в Канаде со всей этой работой вполне справляются всего 14 бухгалтеров, а для такого же завода в России потребовалось бы таких работников в четыре раза больше.

Показательно сопоставление налогового бремени между РФ и США. Для бизнеса: в США НДС вообще нет (у нас — 18 %), в США нет налога на имущество (у нас — 2,2 %), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн в год в США списывается на себестоимость, социальные взносы у них — 13,3 % (у нас — 30 %), и в США применяется прогрессия ставок при налогообложении прибыли (для малых доходов — всего 15 %). Для населения: в США действует прогрессивный подоходный налог (ставки до 39,6 %) и высокий необлагаемый минимум, в результате чего более половины населения страны вообще этого налога не платит. У нас налог по ставке в 13 % удерживается даже с доходов ниже прожиточного минимума. А в США таким людям, наоборот, доплачивают из казны до уровня установленного там прожиточного уровня.

При этом, с системной точки зрения, главное отличие между налоговой политикой, проводимой развитыми странами мира, и налоговой политикой у нас состоит в том, что «у них» под эту политику обязательно подводятся экономические основания, а «у нас» в расчёт берётся исключительно фискальный интерес государственной бюрократии!

Как мы обманули ВТО

И ещё одно обстоятельство следует отметить особо. Сейчас у России возникают проблемы в связи с защитой отечественного производства в условиях вступления в ВТО и в сфере отстаивания национальных интересов в системе международных налоговых отношений. Но это — рукотворный плод действий самих российских властей!

В ВТО мы вступили обманом как «развитая страна», фактически подделав вступительные документы — очевидно, что ни по каким параметрам мы на статус «развитой страны» не тянули и не тянем. Поэтому нам и предъявили самые жёсткие требования и лишили всего комплекса льгот и скидок, полагающихся всем «развивающимся странам». А Китай, который, в отличие от нас, почти весь свой экспорт числит в разряде готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости, «прошёл» в ВТО именно как «развивающаяся страна». И потому вправе абсолютно наплевательски относиться ко всем претензиям и жалобам других стран — его конкурентов на мировом рынке — в отношении его «агрессивного рыночного поведения».

Итого: сложившаяся в РФ налоговая система отходит от общепризнанных принципов налогообложения. В ней вообще не присутствует опыт стран, успешно применяющих налоги для стимулирования экономического развития; многие из применяемых инструментов налогового регулирования явно противоречат национальным интересам России!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции