Евгений Лавров, общественно-политический блоггер
Очевидно, что налоговое администрирование в ближайшее время будет ужесточаться. Этому есть как объективные, так и субъективные причины. К объективным относится реальная нехватка средств в государственном бюджете и необходимость увеличения государственных же расходов, а к субъективным — неспособность это самое администрирование осуществлять эффективно.
Взять, к примеру, ситуацию с возвратом налога на добавленную стоимость. Мошенничеств в этой сфере столько, что, хотя законодательных мер по запрету на возврат налогов пока не введено, однако, фактически, система возмещения заблокирована. Налоговые органы опасаются давать одобрение даже, казалось бы, надежным и прозрачным бизнес-структурам, опасаясь не только мошенников, но и… правоохранительных органов, способных заподозрить их в содействии преступникам.
При этом все должны понимать, что мошенничество в сфере возврата НДС уже давно превратилось в самостоятельную отрасль полутеневой экономики, в которой, кстати, задействованы и банки, а точнее, скрывающиеся под этим названием «отмывочные конторы». И надо отдавать себе отчёт в том, что в 99% всех случаев криминального возврата НДС, «псевдопредприниматель», который приходит в налоговую с пачкой документов на возврат налогов, на самом деле не только является зиц-председателем, но одновременно является и агентом-провокатором, о чём ему, правда, покровители обычно не сообщают.
Надо понять раз и навсегда: мошеннические сделки по возврату НДС невозможны без очень серьёзного прикрытия, которое согласовывает суммы возврата этого НДС на различных уровнях. Чем больше сумма, тем выше уровень согласования. Это очевидно.
Не всегда очевидно другое. Организаторы (а не исполнители) в этих мошеннических схемах не рискуют вообще ничем. Для них в этом казино всегда выпадает выигрыш. Почему так происходит? Что произойдёт, если налоговые органы благополучно примут документы о сделках на экспорт волшебных палочек, вечных двигателей, или чудо-оружия, которые, однако, правильно оформлены и подпадают по соответствующие статьи действующего законодательства о возврате налога на добавленную стоимость? Налоговая инспекция одобряет согласованную сделку, и мошенники расходятся с деньгами.
Но что произойдет если, к примеру, какое-то из звеньев цепи порвётся? Например, найдутся эксперты, которые не побоятся назвать чёрное чёрным, и благодаря их позиции криминальная сделка будет остановлена? Примерно так, как это произошло с экспертами Ленинградской ТПП, сорвавшими попытку возврата НДС на сумму в 500 миллиардов рублей. Всё будет проще простого. Покровители и организаторы сделки достанут из служебных сейфов какой-нибудь «оперативный план проверок», выяснится, что «предприниматель» с самого начала находился «под контролем», он сознается, даже в том, чего не было, налоговая объяснит, что чистосердечно заблудилась, и все останутся довольны.
Но без последствий такое дело всё равно не пройдёт. Истинный выигрыш организаторов таких схем заключается в том, чтобы выявить тех, кто оказался на пути расхитителей, и сделать так, чтобы они уже не могли помешать мошенникам в другой раз.
Существует довольно обширная статистика по предотвращенным случаям незаконного возврата НДС, но кажется, ещё никто не собирал статистики по тем последствиям, которые наступили для тех, кто остановил мошенников. А там будут и угрозы, и провокации, и силовое давление, и кое-что похуже. Организаторы изъятия миллиардов из бюджета никогда не прощают тех, кто в силу профессиональной добросовестности оказался у них на пути.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Елена Семёнова: Долой экономию, или Записки дисциплинированного растратчика →
- Ипотека как способ обмана: на рынке жилья появились финансовые пирамиды →
- Сергей Мавроди: «Если вам советуют, как заработать, вас обманывают» →