В 2021 году Федеральная налоговая служба (ФНС) совместно с Пенсионный фондом России (ПФР), Минтрудом и Росстатом планируют запустить пилотный проект, который позволит определять нуждающиеся семьи и оказывать им адресную поддержку с помощью данных государственных информационных ресурсов.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на распоряжение правительства РФ, ФНС сформирует государственный реестр семей и домохозяйств, в котором будут указаны сведения об их составе, а также налогооблагаемых доходах и имуществе.
На реализацию пилотного проекта ФНС России из резервного фонда правительства РФ выделены дополнительные бюджетные средства в размере 167 млн рублей.
Зачем нужен такой реестр?
Цель проекта по идентификации домашних хозяйств — совершенствование принципов адресности социальной помощи. В ФНС заявляют, что пилотный проект призван лишь оценить реальный уровень обеспеченности семей и домохозяйств и сформировать предложения по оценке нуждаемости семей на основе полученных данных, а также отобрать и передать в Пенсионный фонд сведения о налогооблагаемых видах доходов, которыми сегодня располагает налоговая служба.
По словам заместителя руководителя ФНС Виталия Колесникова, сейчас в России «нет нормального объективного счетного понятия семьи, домохозяйства». Однако определять доходы каждого домохозяйства можно по официальным данным о гражданах, если заносить их в единый реестр. Он, по словам Колесникова, «позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы».
Какие сведения будут заносить в реестр?
В реестр будут заносить фамилию, имя и отчество человека, его пол, возраст, реквизиты документов, удостоверяющих личность, а также информацию о его семейном положении и родственных связях. Такой информационный ресурс также будет содержать сведения о составе семей и домохозяйств, их налогооблагаемых доходах и имуществе.
Как будут проводить идентификацию?
Как следует из распоряжения правительства, ФНС будет формировать реестры семей и домохозяйств на основе данных из собственной автоматизированной информационной системы «Налог-3» и информационной системы ведения единого федерального информационного регистра населения, которая разрабатывается на основе Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). После этого полученная информация будет поступать в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), содержащую сведения о других видах доходов, таких как пенсии, социальные пособия, выплаты и др., которыми располагают Пенсионный фонд и органы социальной защиты населения. Как отмечают в ФНС, на основе полученных данных можно будет оценить совокупный доход семей и домохозяйств.
На сегодняшний день единая информационная система ФНС России «Налог-3» — одна из крупнейших баз данных в мире. Система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС, а также вести обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов и статистических данных.
До конца этого года участники пилотного проекта должны подготовить предложения по внесению изменений в законодательство и построению системы проактивной адресной социальной помощи семьям.
Ранее о необходимости создания единой цифровой платформы в социальной сфере, которая поможет выявлять нуждающихся в поддержке, заявлял премьер-министр России Михаил Мишустин. Премьер предлагал президенту создать «социальное казначейство» — систему, которая повысит адресность и эффективность социальной поддержки на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Как отметил Мишустин, необходимо сделать так, чтобы льготы и пособия получали те, кто действительно в этом нуждается. По его словам, создание адресной системы социальной поддержки позволит грамотно расходовать имеющиеся ресурсы, а «не размазывать каждому по пять копеек».