«Если гражданин умер, его номер телефона перестает использоваться и впоследствии этот номер может быть продан оператором мобильной связи другому лицу, — отметил эксперт. — Обычно это происходит через 90-180 дней неиспользования, в зависимости от конкретного мобильного оператора. Однако возникает вопрос, могут ли затем его использовать мошенники. Ведь к телефонным номерам сейчас привязаны аккаунты на сайте „Госуслуги“, банковские приложения и приложения коммунальных служб».
Действительно, уточнил Зорин, используя собственные каналы, в том числе и помощь коррумпированных сотрудников компании-оператора, мошенники могут завладеть телефонным номером умершего человека, а затем совершать звонки с его номера тем лицам, которые не осведомлены об его уходе из жизни, и занимать у них денежные средства.
«Естественно, что если к номеру привязаны приложения банков, то первым делом мошенники попытаются похитить с них денежные средства, — отметил собеседник. — Так, ранее уже сообщали о таких случаях, в начале ноября со счета умершего москвича через его телефонный номер похитили 1,3 млн рублей».
Наконец, при помощи номера могут быть созданы фейковые аккаунты в социальных сетях, с помощью которых также могут реализовываться мошеннические схемы, например, займы денег, какие-то сборы средств и так далее, добавил Зорин.
«Поэтому родственникам умершего необходимо сразу же после смерти наследодателя обращаться к мобильному оператору, — подчеркнул он. — Здесь есть опция либо взять номер „в наследство“, оформив на себя, либо аннулировать, отвязывая от него все банковские приложения и аккаунты».
Однако иногда после смерти человека финансовые проблемы у его родственников могут начаться отнюдь не по вине мошенников. Хотя ведомства обмениваются данными между собой, но иногда в этом процессе может происходить сбой, что приводит к начислению штрафов и пособий.