Если в магазине стоят два абсолютно одинаковых изделия от разных производителей, но одно стоит 100 рублей, а другое — 80 рублей, понятно, что сначала раскупят то, что дешевле. Если себестоимость — то есть полная сумма затрат на производство этого изделия — хотя бы на рубль ниже цены, предприниматель уже получит прибыль. А его конкурент, выпустивший более дорогой товар, не получит ничего, останется со своими убытками и свернет бизнес.
«Дальше происходит то, что называется монополией — остается один поставщик товара и уже он сам может определять цену, — говорит эксперт. — Назначит ее потом на желаемом уровне например, по 150 рублей. И легко возвращает себе все недополученное за то время, пока продавал свой товар за 80 рублей. Для покупателя в такой ситуации, как ни парадоксально это звучит, выгоднее покупать более дорогое изделие. Потому что 100 рублей — это меньше, чем 150».
Подходя к полке в магазине или рассматривая предложения на маркетплейсе, мало кто задумается о такой перспективе. Поэтому все берут то, что дешевле, тем самым обрекая себя в будущем на более высокую стоимость.
Распространенная практика — субсидирование цены за товар маркетплейсом, гипермаркетом либо кем-то еще — тоже может привести к росту цен. Продавцы зачастую перестают заботиться об эффективности бизнеса и снижении издержек. Как только торговая площадка отменяет субсидию для производителя, позволяющую давать скидки покупателю, продавец оказывается не в состоянии предложить конкурентную цену, а потребитель переплачивать уже не готов. Хотя если без этого товара не обойтись, приходится покупать его по сильно выросшей цене.
«Когда маркетплейс или гипермаркет дает скидку на товар, это значит только одно: он хочет на нас с вами что-то заработать в будущем, — уверена Софья Волкова. — Как именно — вопрос второй. Или задавить кого-то из конкурентов, увеличив свою долю на рынке. Тогда он получит дополнительные возможности манипулирования ценами. Или поддержав кого-то из производителей. В этом случае в его власти окажутся уже закупочные цены на товары. Это выдавит часть поставщиков, которые не смогут уложиться в новый предельный уровень издержек, что опять обернется монополизацией рынка и ростом цен. Вмешаться может только государство, ограничив использование ценовой конкуренции».
Ранее в Совфеде предложили ограничить деятельность маркетплейсов с долей рынка более 25%. Аналогичные правила сегодня действуют в офлайн-торговле. Продуктовым сетям запрещают арендовать или покупать новые площади, если товарооборот по ним будет выше 25% от товарооборота в регионе, городе ли муниципалитете. Правда, до конца 2024 года на время замещения иностранных продавцов и производителей эта норма заморожена.