«Вы обвиняетесь в госизмене». Новые уловки телефонных мошенников

© / Daisy Daisy / Shutterstock.com

«В Московском регионе зафиксированы факты мошеннических действий, осуществляемых посредством телефонных звонков в целях завладения денежными средствами граждан, а также их склонения к совершению преступлений, в том числе террористической направленности... В большинстве случаев звонки осуществляются из Украины путем подмены абонентских номеров на телефоны доверия российских правоохранительных структур».

   
   

Такое сообщение распространило УФСБ по Москве и Московской области. Под видом сотрудников ФСБ москвичам звонят, как правило, из Украины. И в последнее время таких звонков стало значительно больше.

Что и как происходит, когда звонят телефонные мошенники, aif.ru удалось выяснить у одной из потерпевших.

«Вы попадаете под статью»

Вот такой диалог происходит, наверное, с каждой жертвой телефонных мошенников.

— Иванова Марина Витальевна? Здравствуйте! Беспокоит капитан полиции ГУВД Центрального округа Попова Анна Александровна. Ваш адрес — улица Крайняя, 17 кв. 57?

Получив на оба вопроса ответ «да», капитан полиции огорошил женщину заявлением: «С вашего счета списаны деньги. 100 тысяч рублей. Получатель — Иващук Олег Сергеевич. Деньги переведены на Украину для спонсирования украинской армии. Поскольку деньги ваши, вы подпадаете под ст. 275 УК РФ (коротко: “госизмена”). Пока вы проходите как потерпевшая. Но нужно доказать, что вы не подозреваемая».

— У меня не было странных списаний с карты! — возразила Иванова.

   
   

— Конечно! Вы этого не видите! Если бы все было так просто... С помощью вашего счета мошенники переводят деньги в транзакционное поле. Центробанк приостановил этот перевод, деньги не ушли во враждебное России государство. Но сейчас нам нужно понять, где произошла утечка информации, вычислить сотрудников банка, которые в сговоре с мошенниками. Оставайтесь на линии, сейчас я переведу вас на сотрудника Центробанка, который будет лично контролировать вашу ситуацию. Да, чтобы вы не беспокоились, я сейчас назову вам номер своего жетона, и вы сможете проверить его по интернету. Сейчас не отключайтесь, пожалуйста. Всего доброго!

Далее к разговору подключается тот самый «Центробанк».

— Иванова Марина Витальевна, добрый день, Большаков Владислав Викторович, специалист департамента безопасности Центрального банка. Ваша прежняя фамилия Чугуева? Адрес: Крайняя, 17, кв. 57? Я буду работать с вами по вашей проблеме.

— Но у меня нет проблемы.

— У вас есть проблема. Полиция сказала вам, что вы подпадаете под ст. 275 УК РФ?! Вы понимаете, что это значит?

Дальше снова следует тирада с использованием нескольких статей Уголовного и Гражданского кодексов РФ. Говорит Большаков быстро, не давая вставить слово. Лишь изредка переспрашивает: «Марина Витальевна, вам все понятно? Мы будем работать с ФСБ. Нужно найти сотрудников банка, которые разгласили ваши личные данные и дали возможность мошенникам списать со счета ваши деньги».

После этого задаются вопросы: в каких банках есть деньги, на каких картах, какие суммы? Есть ли кредиты? Переводили ли кому-то в последнее время 100 тысяч рублей?

«Не волнуйтесь, я сейчас по вотсапу пришлю вам свое удостоверение», — усыпляют бдительность Ивановой и еще сотни таких же, как она.

— Иванова Марина Витальевна, здравствуйте, майор Мясоед Даниил Викторович, ФСБ по Москве и Московской области. Сотрудник Центробанка вам все разъяснил? Нам нужно будет с вами придумать кодовое слово, которое вы будете запрашивать, если вам кто-то будет звонить: я или Владислав Викторович... Кодовое слово: медведь? Хорошо. Я сейчас пришлю вам по вотсапу свое удостоверение. Чтобы вы не беспокоились...

Помоги органам, возьми кредит

Собеседники на том конце провода подготовлены основательно: они не позволяют вам понять в полной мере их речь (сыплют терминами, употребляют профессиональные обороты речи), говорят очень быстро и очень много. И настаивают на том, чтобы собеседник ни в коем случае не вешала трубку.

«Если наша связь прервется, мошенники снова получат доступ к вашим картам, сейчас мы их заблокировали», — убеждает сотрудник ЦБ.

В итоге на телефонной трубке человека держат несколько часов, не давая отключиться. Мысль, которую внушают попавшемуся в их лапы человеку: чтобы помочь ФСБ и ЦБ, вы должны пойти в отделение банка, где открыта ваша карта, и попытаться взять кредит. Сумма называется интересная: 917 000 рублей. Вам ее нужно грамотно обосновать. Для этого придумывается легенда, проговариваются возможные вопросы сотрудника банка и ваши ответы. Еще один нюанс: телефон у вас все время включен, просто лежит в сумке или в кармане.

На том конце провода дают установку: вы не должны показать, что выполняете спецзадание, но должны запомнить ФИО сотрудника банка, его внешность, особые приметы и отметить что-то подозрительное, если оно будет. Кредит берете наличными.

А дальше начинается самое интересное. Изначально жертв предупреждают: эта заявка и получение кредита — фиктивные. Задача ФСБ и ЦБ благородная — вычислить сотрудников банка, которые находятся в сговоре с мошенниками. Потерпевший же обязан, как гражданин России, помочь, то есть не имеет права отказываться. Так вот, фиктивные деньги нужно в течение часа перевести в другой (!) банк, а для этого подключить на телефоне Мир Пэй.

— А почему я беру фиктивный кредит в одном банке, а вернуть должна в другой? — возникает резонный вопрос.

— Ну а как вы думаете? Вы взяли кредит и через полчаса туда же вернули? Это вызовет подозрение. — тут же находится ответ у «представителей органов».

Подделали даже подпись Набиуллиной

Женщине, попавшейся на удочку мошенникам, пришлось порядка шести-семи часов провести на телефоне. На нее было оказано сильнейшее психологическое давление. В течение разговора женщина отмечала ошибки: на том конце провода люди неправильно произнесли название станции московского метро, неверно поставили ударение в названии улицы, которая находится в центральном районе (там же, где ФСБ и ЦБ). Кроме того, был неправильно назван адрес Центрального Банка: Неглинная, 2. Дома с таким адресом в Москве просто нет! А на Лубянке, 2, нет ФСБ по Москве и Московской области. Но противостоять напору звонивших все равно она была не в состоянии. К тому же в качестве всевозможных доказательств ей прислали не только служебные удостоверения, но и документы ЦБ, подписанные Набиуллиной (!).

Социальная инженерия — так это называется. Точнее — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Или любое действие, побуждающее человека к действию, которое может или не может быть в его интересах.

Спас женщину ее знакомый, которому она смогла сообщить о ситуации по телефону своего ребенка, вовремя вошедшего в дом. Она написала адрес банка, где нужно было взять кредит. Мужчина приехал, по громкой связи послушал тирады «специалистов ФСБ и ЦБ». И уже на стадии оформления кредита пытался отговорить женщину от необдуманного действия. Но она же выполняла спецзадание, как ей казалось. А на самом деле была под психологическим колпаком. И сделала все, как велели. Тогда знакомый написал на бумажке: «Договорись, что мы сами подъедем в ЦБ, в ФСБ, пусть люди выйдут...»

Разумеется, на том конце провода никто лично встречаться не собирался. Больше того, женщине пригрозили, что сейчас к ней домой приедет оперативно-следственная бригада.

Не выдержав, знакомый выхватил у женщины трубку и представился: «Полковник МВД в отставке». В ответ он услышал короткие гудки.

Дальше полковник по своим каналам выяснил, действительно ли присланное в вотсап удостоверение на самом деле принадлежит сотруднику ФСБ, и дважды получил ответ: «Очень сомнительно, пишите заявление в полицию».

Как не устают повторять эксперты в таких случаях: если у полиции и ФСБ возникнут к вам вопросы, они найдут вас. И не по телефону, а лично. Кроме того, УФСБ напоминает: ни по телефону, ни при личной беседе силовики не имеют права требовать перевода денег на какие-либо счета или сделок по продаже имущества. Поэтому подобные предложения «помочь стране и органам правопорядка» надо пресекать максимально быстро.