В России хотят отменить накопительную часть пенсии. Что это значит?

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) просит премьер-министра Михаила Мишустина исключить накопительную часть пенсии из обязательного государственного пенсионного страхования, сообщает «Коммерсантъ». А правительство внесло в Госдуму законопроект о заморозке накопительного компонента до конца 2023 года.

   
   

По просьбам трудящихся

Заморозить накопительные пенсии правительство решило в 2013 году: те 6% от зарплаты работающих граждан, которые ранее шли в накопительный компонент, теперь направляются в Пенсионный фонд России, на выплаты нынешним пенсионерам. За первый год действия заморозки государство сэкономило 243 миллиарда рублей, через год эта цифра увеличилась до 307,4 миллиарда, а потом мораторий продлевали каждый год. 

Экс-вице-премьер Ольга Голодец несколько раз рассказывала, что правительство обсуждает вопрос полного отказа от накопительной пенсии. 

«Вопрос активно обсуждается, и прежде всего обсуждается вопрос о переходе на добровольную систему накоплений, то есть те граждане, которые примут для себя решение, будут персонально заключать договоры с НПФ, будут иметь очень понятные правила накоплений, очень понятные ожидаемые результаты накоплений», — говорила Голодец в августе 2014 года. 

Бывший министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявлял, что накопительная часть снижает пенсионные права граждан. «Неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат», — говорил он. 

Напомним, в 2002 году в России началась пенсионная реформа, тогда же появилась и накопительная часть. Предполагалось, что будущая пенсия работника должна зависеть непосредственно от него самого: сколько взносов в НПФ (негосударственный пенсионный фонд) сделал, столько и получил. Такая реформа была необходима в связи с тем, что в нашей стране работала стопроцентная распределительная система. Это когда число работающих соотечественников (то есть тех, кто делает взносы в ПФР) превышало число пенсионеров (то есть тех, кто получает выплаты). С ростом продолжительности жизни населения, когда число работающего населения сокращается, а число пенсионеров растет, распределительная система уже не так эффективна, и государству приходится закрывать дефицит Пенсионного фонда трансферами из бюджета, объясняли амбассадоры пенсионной реформы. 

В своем письме к Мишустину ФНПР отмечает, что по действующему закону ожидаемый период выплаты накопительной пенсии рассчитывается по методике и данным о численности граждан, достигших пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). При средней продолжительности жизни в России в 72 года получается, что период выплаты накопительного компонента для мужчин должен составлять 12 лет, а для женщин 15 лет.

   
   

В 2015 году показатель установили на уровне 19 лет, а в следующем году он должен был дойти до 22 лет. Как считают в Федерации профсоюзов, это приводит к снижению размера пенсионного обеспечения и дискредитирует идею накопительной части. 

«При условии нахождения накопительного компонента в системе государственного пенсионного страхования нужно руководствоваться едиными нормами, регулирующими межсубъектные отношения, а не применять для каждого элемента действующей системы отдельные подходы. ФНПР предлагает прекратить практику увеличения ожидаемого периода выплаты, решить вопрос о законодательном выведении накопительного компонента из системы государственного обязательного пенсионного страхования», — говорится в письме ФНПР. 

«Действительно, проблема заключается в увеличении обязательного периода выплаты. По данным Минтруда, средняя продолжительность жизни у мужчин при расчете пенсионных выплат — 87 лет. То есть срок „дожития“, по которому платится накопительная часть пенсии, — это 22 года. При этом, по данным Росстата, средняя продолжительность жизни составляет 72 года. Если мы возьмем стандарт по выплатам, то она ежемесячно превышает размер накопительной пенсии», — объясняет декан факультета управления Университета «Синергия» Инна Баранова.

Ввод накопительной части пенсии был перенят с западных экономических моделей, которые, неприменимы к российским реалиям, полагает независимый трейдер Артем Звездин. «Следует понимать, что эта форма пенсий работает в случае, если экономика растет. Накопительная часть не индексируется, она может лишь инвестироваться в разные сектора экономики. Инвестирование имеет смысл, если доход от него покрывает издержки и падение доходов. Грубо говоря, как в жизни — работать на наемной работе имеет смысл, если доход от работы больше, чем траты на еду и транспорт до предприятия. Так и здесь. Данная часть пенсии имеет смысл накапливаться и инвестироваться, только в случае реального роста экономики. 

В связи тем, что в экономии России существует ряд проблем, из-за которых наблюдается спад ВВП, падение реальных доходов населения, инвестирование данной части пенсии, представляет из себя бег на месте. Вроде что-то делается, а толку от этого — никакого, потому что на выходе вы получаете тоже самое, что и без накопительной части», — рассуждает Звездин.

По мнению экспертов, инициатива с отменой накопительного компонента неоднозначна: непонятно куда будут направлены те деньги, которые россияне уже внесли в качестве взносов в накопительную часть. Скорее всего, эти взносы будут перераспределены в страховой компонент, полагают эксперты.