Во время кризиса бриллианты могут стать не только красивым подарком, но и эффективным средством сохранения капитала. Им не страшны ценовые колебания, их легко продать и довольно просто хранить. Однако, чтобы стать обладателем действительно ценного актива, к вопросу покупки алмазов следует отнестись как можно тщательнее. Легко выбрать и купить в магазине костюм. Несложно подобрать мобильный телефон. Можно разобраться в особенностях комплектации автомобилей и условиях автокредита. Но мало людей знают, как выбрать украшения с драгоценными камнями. О бриллиантах не так много достоверной информации. Этим и пользуются нечистые на руку торговцы.
Около 80% ювелирных украшений с бриллиантами-солитерами (большими камнями) продаются во много раз дороже их стоимости, а украшения с мелкой бриллиантовой россыпью в 10-15 раз дороже, утверждает президент алмазодобывающей компании АМС Diamonds Олег Ханукаев.
— Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно рассказать, как устроено ценообразование на ювелирном рынке России. Тут нет ничего сложного. Большая часть ювелирных украшений с бриллиантами ввозится к нам из-за рубежа. В России добывается треть всех алмазов мира, однако камни у нас почти что не обрабатываются. Почему так — это отдельная тема, мы сейчас её не будем касаться. Когда кольцо или серьги с бриллиантами попадают в Россию, продавец устанавливает стоимость этих изделий и указывает её на бирке. Откуда он берёт эти цифры? Сейчас открою вам страшную тайну: зачастую он берёт характеристики поставщика и завышает их на несколько позиций, что, соответственно, повышает стоимость камня. Дело в том, что в России нет обязательной сертификации драгоценных камней. Этим и пользуются нечистые на руку торговцы. Кроме того, используются разные маркетинговые уловки. Например, недорогие коричневые бриллианты продаются как «уникальные камни цвета "шампань"» или «цвета "коньяк"». Когда же покупатель начинает спрашивать более серьёзные документы на камни, ему показывают какую-то бумажку: как правило, это сертификат неизвестной лаборатории. В нём написано, что этот бриллиант действительно настолько хорош, чтобы отдать за него те деньги, которые запросил продавец. Такой сертификат сделать очень просто: хозяин ювелирного салона приходит в лабораторию и просит завысить характеристики камня на два-три параметра по цвету и чистоте. И это, к сожалению, возможно. Ведь в мире не существует государственных стандартов, и каждая лаборатория устанавливает свои. Кроме этого, в России, в отличие от остального мира, существуют специальные пошлины на ввоз бриллиантов. Так что большинство украшений с бриллиантами продаются в пять, семь, десять раз дороже, чем, например, в Тель-Авиве или Антверпене.
— Получается, что в России обманывают большинство покупателей украшений с бриллиантами?
— Мягко говоря, их вводят в заблуждение.
— А как можно распознать уловки нечестных торговцев?
— Это тоже не слишком сложно. Достаточно запомнить два правила. Первое: всегда спрашивайте на бриллианты-солитеры, которые используются в ювелирном изделии, сертификат GIA (Геммологический Институт Америки). Только сертификат от этой независимой лаборатории никогда не будет оспорен. Только он имеет авторитет в ювелирном мире. Если такого сертификата нет, прерывайте беседу и уходите из салона. Если вам показывают другую бумажку или начинают убеждать, что на небольшие бриллианты (0,3 — 0,5 карата) не выдают сертификат GIA, знайте, что в большинстве случаев продаваемый бриллиант не соответствует заявленным характеристикам. Но даже если продавец показал вам сертификат GIA, не спешите доставать бумажник. Попросите копию сертификата на бриллиант (или сфотографируйте его), а потом проверьте сертификат на подлинность. Для этого просто введите номер сертификата на сайте www.gia.edu, и если сертификат подлинный, сайт выдаст вам точную его копию. Также я советую найти в интернете свежий прейскурант на бриллианты Rapaport Diamond Report, с которым сверяются ювелиры всего мира. И посмотрите, сколько стоит бриллиант с этими характеристиками по прейскуранту. Конечно, это просто некий ориентир, и физическому лицу сложно будет купить камень по ценам индекса Rapaport. Однако в «алмазных столицах» мира — Тель-Авиве, Антверпене, Мумбаи — вполне можно приобрести камень по цене прейскуранта, даже с некоторой скидкой от него. В любом случае, это будет намного дешевле, чем в России.
— Я стал заниматься алмазным бизнесом в силу стечения обстоятельств. По образованию я преподаватель математики и информатики. Так получилось, что в 2003 году я как инвестор вложил заработанные на девелоперском бизнесе деньги в скупку алмазов в Западной Африке, в частности, в государстве Сьерра-Леоне. Там только-только закончилась гражданская война, и иностранных инвесторов, которые не боялись приезжать, принимали с распростёртыми объятиями. Постепенно мы наладили там добычу алмазов. Затем я организовал ограночное производство: сначала в России, а потом, когда окончательно осознал, насколько это невыгодно делать в нашей стране, перенёс производство в Гонконг, Бельгию и Мумбаи. Я сам прошёл через все уловки, набил кучу шишек, совершил немало ошибок. Несколько раз терял большие деньги. Через мои руки прошли тысячи камней. И мне просто не хочется, чтобы люди попадали в те ловушки, в которые попадал я. Мне не нравится, когда наши соотечественники переплачивают в разы за украшение, а потом узнают об этом и называют всех ювелиров мошенниками. И другим моим коллегам, которые, как и я, честно работают на этом рынке, это тоже неприятно. Мы полагаем, что рынок рано или поздно должен очиститься от мошенников. Если нечестные торговцы уйдут из этого сектора, то всем будет только лучше. Эта сфера станет более прозрачна и понятна покупателю, и, как следствие, люди начнут покупать больше камней по нормальным ценам. А мы, соответственно, сможем больше продавать.
— Алмазы заменили вам математику?
— Нет, сейчас я выступаю инвестором в нескольких инновационных проектах. Так получилось, что я вернулся к тому, с чего начинал. Дело в том, что я окончил Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ). И сейчас я инвестирую средства именно в эту отрасль. Мы разработали технологию, которая позволяет полностью решить глобальную проблему, а именно снизить радиочастотное электромагнитное излучение от использования всех видов смартфонов до безопасного уровня. Технология получила название R-Safer. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) квалифицировала радиочастотные поля от мобильного телефона как канцерогенные для человека. Согласно исследованию ВОЗ, 30 минут телефонных разговоров в течение 10 лет по телефону стандарта GSM увеличивают риск развития рака мозга на 40%. Поэтому я считаю, что устранение этой опасности — одна из приоритетных задач. Это пока всё, что я могу рассказать. Презентация устройства и программы по его внедрению во всем мире пройдет чуть позже.
Смотрите также:
- Психологи разделили покупателей на 4 типа: больше всего тратят «маньяки» и «примитивные» →
- 10 заповедей стартапа, или Как выбрать идею для сверхприбыльного бизнеса →
- Не хочу в отпуск! Как без денег начать бизнес в 17 лет →