«Уникальное явление». Почему в России так много работающих бедняков?

Доходы почти пяти миллионов работающих россиян настолько малы, что эти граждане живут за чертой бедности. По мнению вице-премьера Ольги Голодец, преобладающая в нашей стране бедность рабочего населения — уникальное социальное явление.

   
   

«Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, — это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере — работающие бедные», — заявила вице-премьер на Социальном форуме, передает ТАСС.

Как заметила Голодец, в России «нет такой квалификации, которая достойна заработной платы в 7,5 тысяч рублей (размера МРОТ — ред.)».

«Даже если человек закончил среднюю школу, то по выходу его труд должен оцениваться несколько на другом уровне. Нам предстоят серьезные обсуждения по повышению минимального размера оплаты труда. <...> В прошлом году мы закончили год со средней заработной платой 36 тысяч 703 рубля, это средняя цифра по экономике. Но я обращаю внимание, что на уровне МРОТ работают 4,9 млн человек. О какой производительности труда можно говорить, если за месяц работы человек получает такие деньги», — недоумевает вице-премьер.

Бедные люди

За последнее время тему бедности Ольга Голодец поднимает не первый раз. Так, в конце февраля она призывала к увеличению МРОТ до прожиточного минимума (порядка 11 тысяч рублей — ред.). По ее данным, зарплату на уровне МРОТ получают 4,9 млн россиян. «Доведение уровня оплаты труда до конкурентоспособного даст серьезный выигрыш и производству экономики, и людям», — уверена вице-премьер. По ее мнению, из-за дешевизны рабочей силы в РФ бизнесу невыгодно вкладываться в инновационные технологии на производстве. «К этому подталкивает очень дешевая, заниженная стоимость рабочей силы, которая не соответствует уровню квалификации наших работников», — подчеркивала Голодец.

С наступлением неблагополучных времен в национальной экономике в России неуклонно растет уровень бедности. Согласно данным Росстата, в 2015 году показатель достиг максимума за последние десять лет — за указанный период за чертой бедности проживали 19,1 млн человек (или 13,3% населения). В январе-сентябре прошлого года доходы ниже прожиточного уровня имели 20,3 млн соотечественников (13,9% населения). Впрочем, по данным Голодец, бедных «по самоощущению» в нашей стране еще больше: «Если по статистической оценке идет рост бедности и составляет 15%, что уже очень плохо для нас, то самоощущение людей, оно гораздо хуже». Эксперты РАНХиГС выяснили, что бедными считают себя 21% российских семей — одним денег хватает только на еду, другим и на нее не хватает.

Самой незащищенной группой с высокой группой риска бедности аналитики Всемирного банка называют граждан в возрасте 29-44 лет, с детьми (их доля среди наименее обеспеченных россиян составляет почти четверть). Еще одна группа риска — низкоквалифицированные рабочие в возрасте 40-59 лет.    
   

Как выяснили эксперты Высшей школы экономики, в прошлом году 41% соотечественников испытывали сложности с покупкой продуктов или одежды, 11% населения денег не хватало даже на еду. При этом большинство из них свое материальное положение плохим не называют. В ВШЭ связывают это с «привыканием к снижению потребительских стандартов».

Подвели доходы

В основном, россияне беднеют из-за падения реальных располагаемых доходов (РРД), которые снижались два года подряд — начиная с конца 2014 года, когда поползли вниз нефтяные котировки. В 2014 году РРД упали на 0,7%, в 2015-м — уже на 3,2%, в 2016-м — на 5,9%, свидетельствуют данные Росстата.

В исследовании швейцарского банка Credit Suisse говорится, что лишь за год благосостояние россиян снизилось на 14,4%. Сильнее, чем в России, благосостояние населения снижалось только в Аргентине (минус 27,3%) и Украине (18,5%).

Рост реальных располагаемых доходов в России был зафиксирован лишь в январе этого года — на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Произошло это, в основном, за счет единовременной выплатой пенсионерам в размере 5000 рублей.

Работающим гражданам к повышению доходов пока готовиться рано — работодатели пока не готовы поднимать зарплаты, говорят эксперты. «В условиях, когда целый ряд секторов столкнулся с внушительным ростом безработицы, потерявшие работу готовы трудиться и за меньшие деньги, что явно не способствует ускорению роста зарплат. Повышение оплаты труда в бюджетной сфере, в текущих условиях, скорее всего, не будет внушительным», — рассуждает аналитик Ирина Рогова.

По ее оценке, какие-либо позитивные изменения, касающиеся реальных доходов, могут появиться не раньше конца этого года, и то при условии, если инфляция уложится в ожидания ЦБ и МЭР, а номинальные зарплаты вырастут на 9,4%. Тогда, по словам Роговой, РРД в годовом выражении могут увеличиться на 3,9%.

В январском исследовании «Риски бедности и ресурсы домохозяйств», подготовленном РАНХиГС, говорится, что почти треть соотечественников могут скатиться в нищету. Эксперты выяснили, что изменилась потребительское поведение население: граждане предпочитают экономить на еде (около трети перешли на более дешевые продукты), на одежде и обуви (24% россиян), походах в кино и кафе (17% и 15% соответственно).

За чертой бедности не только Россия

«Уникальное явление», когда за чертой бедности живут работающие граждане, о котором говорит Ольга Голодец, на самом деле характерно не только для России. Такую же проблему можно встретить, например, в Великобритании. Как выяснил социально-политический исследовательский Фонд Джозефа Раундтри, более половины британцев, имеющих постоянную работу и стабильный заработок, живут в бедности.

В докладе Фонда говорится, что рост национальной экономики никак не отражается на благополучии малообеспеченных домохозяйств — 7,4 млн граждан Великобритании (в том числе 2,6 млн детей) живут за чертой бедности. За последние 6 лет количество имеющих работу бедняков увеличилось на 1,1 млн человек.

«Экономика растет с 2010 года, однако за это время из-за выросших цен на жилье, низких зарплат и сокращений льготных выплат некоторым категориям трудоспособного населения многие семьи, включая и полностью занятых на работе, увидели перед собой перспективу сокращения доходов», — говорит старший аналитик Фонда Хелен Барнард (цитата по ВВС).