В 2022 году получать социальную помощь от государства в качестве малоимущих смогли
Магия цифр
Идею вернуть методику определения прожиточного минимума по стоимости потребительской корзины накануне выдвинули в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Так считали до 2021 года, когда в Минтруде решили перейти на принцип определения границы бедности как части медианного дохода. Тогда было решено считать, что справедливо будет ориентироваться на 44,21%. Исходя из цифр данных прошлого года, расчетный таким образом прожиточный минимум получился бы равен 14,5 тыс. руб.
По расчетам профсоюзов, величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России по потребительской корзине во II квартале 2023 года составила 16 126 рублей, что на 457 рублей выше действующей с 1 января 2023 года величины прожиточного минимума (15 669 руб.) и на 1 632 рубля выше величины прожиточного минимума, определенной в соотношении 44,2% от медианного среднедушевого дохода.
Кому достанется больше денег
Величина прожиточного минимума нужна для определения границы бедности и назначения социальных выплат тем, кто острее других нуждается в помощи государства. Если поднять величину прожиточного минимума, то и получателей пособий при прочих равных условиях станет больше. По расчетам Бобкова, если принять предложение профсоюзов, то претендентов на получение социальных выплат в 2022 году могло бы быть на 3,1 млн человек больше.
Если же обновить содержание потребительской корзины в соответствии с последними пожеланиями Минздрава, то величина прожиточного минимума и вовсе увеличится до 20,5 тыс. рублей, подсчитали в ФНПР.
Рассчитать увеличение дохода каждого получателя социальных пособий не получится. В большинстве случаев людям доплачивают разницу между их доходом (например, очень маленькой пенсией) и прожиточным минимумом. Бедные семьи с детьми — это самая распространенная категория тех, кому положена соцподдержка, таких выплат в стране около 10 млн — получают 50%, 75% или 100% регионального прожиточного минимума ребенка в зависимости от того, насколько их среднедушевой доход ниже порогового значения.
Эксперты приводят пример: если в семье есть двое детей, папа работает за МРОТ, а мама занимается домашним хозяйством, то им назначат два единых пособия в размере регионального прожиточного минимума на ребенка, и все равно среднедушевой доход будет ниже границы бедности. Если же те же двое детей живут только с мамой, работающей за минимальную зарплату, то при назначении единого пособия семья формально перестанет быть бедной, ведь среднедушевой доход превысит прожиточный минимум. Хотя, конечно, разница в уровне благосостояния что в одном, что в другом случае будет очень трудно различима.
Помериться корзинами
Стоимость потребительской корзины в России определяется как цена набора продуктов, необходимых человеку для жизнедеятельности, умноженная на два. Вторая половина — на промтовары и услуги. Для работоспособного населения еще закладываются 13% подоходного налога.
«Подсчеты ФНПР грешат одной неточностью: они исходят из текущих цен, а при планировании бюджета с использованием потребительской корзины всегда исходили из стоимости ее компонентов во втором квартале предыдущего года, — рассказал источник, близкий к правительству. — Это наиболее свежие цифры, на которые можно было опираться при подготовке бюджета, работа над документом начинается в середине лета. Если пересчитать предложения профсоюзов по этим данным, результаты получатся другие, суммы будут очень близки к тем, что утверждены и действуют сейчас».
Определение прожиточного минимума как доли от медианного дохода граждан страны поставило перед правительством сложную задачу: объем помощи гражданам при этом увеличивался, найти для этого достаточное количество денег правительство не посчитало возможным или это было бы затруднительно, считает Бобков. В результате власти перешли на компромиссный вариант, стали индексировать прожиточный минимум конца 2020 года на величину инфляции. Снижение порога бедности позволило сократить социальные расходы бюджета. Теперь их значительный рост ожидается в 2025 году: помимо возврата к медианной модели, правительство собирается увеличить соотношение с нынешних 44,2% медианного дохода до более высоких цифр. Но конкретные расчеты и проекты новой системы определения уровня бедности появятся в лучшем случае через год.