Спишут втихую. Шесть уловок сервисов с подписками, которые вас разоряют

fizkes / Shutterstock.com

Не все сервисы, предлагающие подписки, работают прозрачно. Как приложения используют скрытые или агрессивные методы маркетинга, чтобы обманом списывать деньги пользователей, aif.ru рассказал маркетолог Антон Хоменок.

   
   

Бесплатные пробные периоды с продолжением  

Пробный доступ на несколько дней может обернуться внезапным списанием в дальнейшем. Причем сумма часто превышает ожидания — например, вместо 100 рублей в месяц списывают 1000 рублей. 

Автопродление подписки

Многие приложения автоматически продлевают подписку, если ее не отменить заранее. Часто пользователи забывают о дате платежа, и деньги продолжают списываться снова и снова.

При этом такие подписки сложно отменить. Отказ может включать несколько этапов подтверждения или требовать обращения в службу поддержки. Порой даже деньги начинают снимать лишь спустя недели или месяцы, чтобы пользователь не заметил этого сразу. 

Скрытые условия 

Детали подписки часто указываются мелким шрифтом, а порядок ее отключения усложнен. Это мешает пользователям вовремя разобраться в условиях и заставляет переплачивать. Подобные схемы распространены в приложениях для фитнеса, игр с премиальными функциями, знакомств, образовательных или развлекательных платформ.

Микротранзакции

Подписка может включать дополнительные платные функции, которые увеличивают итоговую стоимость. Их подключают вместе с основным пакетом услуг без уведомления. Например, музыкальный сервис может открывать доступ еще и к аудиокнигам. Пользователь этого не знает, но все равно ежемесячно оплачивает их. 

Также после оформления подписки могут снять сумму за «проверку карты», а затем лишь основную стоимость, и эти деньги обратно не вернут.

   
   

Скрытая кнопка отмены и непонятный интерфейс

Опция отключения подписки может быть замаскирована или названа иначе, например, «Отключить уведомления». Некоторые подписки скрыты под названиями вроде «Включенные функции», а их деактивация требует множества действий.

Ложный бесплатный доступ

При регистрации пользователь вводит данные карты, а деньги списываются сразу, несмотря на обещания бесплатного периода.

Как избежать обмана

1. Изучайте условия. Обращайте внимание на мелкий шрифт, стоимость подписки после пробного периода и правила отказа.

2. Используйте виртуальные карты. Для подписок создавайте отдельную карту с минимальным балансом, чтобы избежать крупных потерь.

3. Контролируйте автоплатежи. Проверяйте выписки и своевременно отключайте ненужные подписки.

4. Отменяйте подписку заранее. Если пользуетесь пробным периодом, сразу отключите автопродление.

5. Применяйте приложения для управления подписками. Сервисы вроде Truebill или Subby помогут отслеживать активные подписки и вовремя их отключать.

Если уже обманули

1. Обратитесь в службу поддержки App Store/Google Play.

2. Запросите возврат средств. Если списание было без вашего согласия, подайте запрос на возврат через банк.

3. Пожалуйтесь на приложение в магазине приложений, откуда вы его скачали, чтобы другие пользователи знали об обмане.


Также важно регулярно проверять, не подключили ли вы случайно какую-либо подписку. Как это сделать — мы уже рассказывали ранее.