Борьба с мошенничеством будет эффективнее, если банки разделят с клиентами ответственность за похищенные средства, считают в Минфине РФ.
Ущерб поделят на двоих
По мнению представителя ведомства, в случаях хищения средств у граждан банки в определенной степени должны брать на себя свою долю ответственности. Если банк поставят в условия, когда в случае хищения он обязан будет вернуть половину (условно) украденных средств клиенту, его руководство будет финансово заинтересовано в усилении борьбы с мошенничеством. К тому же это будет еще и социально справедливо.
Как воруют
По данным Центробанка, банковские мошенники за 6 месяцев этого года с помощью разного рода махинаций украли у клиентов кредитных организаций в общей сложности более 8 млрд рублей. Из которых вернуть удалось только около 4,5% средств. При этом объем такого рода хищений вырос почти на 40% по сравнению с прошлым годом. Представители регулятора уже неоднократно объясняли, что рост хищений и низкий возврат обусловлены высокой долей обманов с применением методов социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства преступникам или раскрывают им свои банковские данные.
Где справедливость
«Нужно понимать, кто собственно виновник утечки средств в таких случаях. Например,
«Может быть, нужно совершенствовать существующие и продумать новые — более жесткие алгоритмы — при совершении подобных переводов: ввести еще какие-то механизмы, затрудняющие мошенничество и т. д. Но я категорический противник какой-либо солидарной ответственности, — продолжает Сергей Смирнов. — К тому же не стоит забывать, что новые расходы, которые возложат на банки, неизбежно лягут на плечи потребителей. Банк не будет работать себе в убыток и обязательно увеличит „плату за риск“: ужесточит правила совершения операций, понизит ставки по вкладам и т. д. Так что солидарная ответственность — не выход из ситуации».
«Вопрос ответственности банка в подавляющем большинстве из таких случаев вообще не возникает. Клиент сам, пусть и под влиянием воздействия со стороны мошенников, совершает действия со своими средствами, так что банк тут не при чем. Это как если вы дадите ключи и посадите за руль другого человека, а потом заявите, что он угнал ваш автомобиль.
При этом я не удивлюсь, если такое предложение в итоге будет принято. Просто потому, что у нас самые непредсказуемые идеи имеют свойство реализовываться на практике. Такая вероятность есть, но, будем надеяться, что она не сбудется. Иначе можно дойти до того, что при любой операции вам будут звонить из банка и уточнять — вы это делаете или нет. Таким образом, страдать будут все — и банки, и клиенты».