Шкала несправедливости. Изменится ли налог для бедных и богатых?

Страсти вокруг плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) со ставкой 13% не утихают с её введения в 2001 г. Уже в тот момент разрыв между доходами 20% самых обеспеченных жителей России и 20% малоимущих составлял 13,9 раза. С тех пор он только увеличивался. Сейчас этот показатель – 15,3. С одной стороны, правительство борется с бедностью, расширяя перечень всевозможных пособий. С другой стороны, собирая средства на соцпрограммы, борется за собираемость налогов. Местечек в тени, где можно спрятать доходы, всё меньше. С каждого рубля должны быть заплачены законные 13 копеек! Но в самых развитых странах мира не так. Может ли измениться российский НДФЛ, стать более справедливым и эффективным?

   
   

В Европе бедные не платят

«Нужно ввести нулевую ставку для людей, зарабатывающих на уровне прожиточного минимума, – убеждён профессор Налогового института Российского нового университета Владимир Кашин. – Ведь, во-первых, в Налоговом кодексе РФ чётко написано: доходом является экономическая выгода. А когда денег хватает только на жизнь, это означает, что заработок всего лишь компенсирует потраченный труд. Во-вторых, среди людей, которые зарабатывают 1–2 «минималки», немало бюджетников и получателей соцпособий. Какой смысл брать с их зарплаты 13%, чтобы потом те же деньги возвращать из бюджета? Это лишняя работа, которая тоже стоит огромных денег».

В Германии, следуя этой логике, не облагают налогом сумму, которая равна 2 прожиточным минимумам. На наши деньги это 49 тыс. руб. В Австрии освобождены от подоходного заработки до 67 тыс. руб., в Китае – до 38,6 тыс. руб. А дальше применяется прог­рессивная шкала налогообложения: чем выше доход – тем выше ставка налога. При этом на счетах состоятельных граждан всё равно остаётся несоизмеримо больше денег, чем в кошельках тех, кто не платит налог. Всё по труду и таланту. Всё справедливо. Почему у нас такое невозможно?

Попытка № 5

В октябре 2017 г. Госдума РФ рассмотрела и отклонила сразу четыре варианта законопроектов, вводящих прогрессивную шкалу НДФЛ. Но уже весной  2018 г. в думский налоговый комитет поступила пятая подобная инициатива, которая ждёт своего рассмотрения до сих пор. Один из последних законопроектов на данную тему предлагает более чем умеренную шкалу прогрессии. Для подавляющего большинства работников, получающих до 3 млн руб. в год или 250 тыс. в месяц (см. инфо­графику), он ничего не меняет в худшую сторону. Их доход предлагается по-прежнему облагать по ставке в 13%. Зато для заработка, равного 100 тыс. руб. в год (8,3 тыс. в месяц), устанавливается уменьшенная, 5%-ная ставка. А для годовых доходов, превышающих 3 млн, применяются ставки в 18–25%. Это далеко не те 57%, как в Швеции. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, повышенные ставки коснутся только 484 тыс. человек, и дополнительные доходы бюджета превысят 1 трл­н руб. Но и у этой инициативы шансы на превращение в закон близки к нулю.

Каковы аргументы против? Многоступенчатые ставки НДФЛ существовали в России в 90-е гг. Но бюджет они пополняли плохо. Богатые находили способы уходить от внимания ФНС. А налоговые были завалены декларациями людей, которые получали доходы в разных местах. Составлять всю эту отчётность простым налогоплательщикам, не имеющим финансовых знаний, было трудно, и никто их по-настоящему не проверял. Единая для всех 13-процентная ставка обязательные декларации отменила. Уклонений от налогов стало меньше. 

«Менять систему, которая исправно работает, рискованно в условиях санкций, когда финансовая стабильность крайне важна для нормальной жизни страны, – считает член Комитета ГД по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. – Не факт, что дополнительные доходы, на которые делают акцент сторонники прогрессивной шкалы, действительно будут получены. Все такие расчёты основаны на том, что вырастут отчисления с крупных доходов, которые декларируют сегодня самые богатые граждане. Но это не обычные зарплаты. Это доходы от бизнеса, которые можно спрятать, обладая штатом хороших юристов. Можно не сомневаться, что многие предприниматели захотят это сделать».

 

Как взять под контроль богатых?

По данным ФНС за 2017 г., годовой доход, превышающий 10 млн руб., по всей России задекларировали только 41 429 человек. Супердоход от 10 млрд руб. – лишь 113 предпринимателей. Неужели государство не в состоянии взять под особый контроль такую горстку налогоплательщиков?

   
   

«Во Франции создана специальная инспекция, которая работает с крупными налогоплательщиками-физлицами. То же самое можно сделать в России. Но при этом важно изменить саму систему налогового контроля, – уверен Владимир Кашин. – Начать с того, что в бюджет РФ платят налоги только те граждане, которые в течение года находятся в России больше 183 дней, – так называемые налоговые резиденты. А богатый человек может постоянно жить в Лондоне, Монако и получать доход в разных странах, где зарегистрированы его компании. Поэтому нужен механизм, который бы собирал эти доходы.

Во-первых, важно законодательно изменить характеристики налогового резидентства, дополнив их таким понятием, как центр экономических интересов. Если компания, которой владеет бизнесмен, работает в России, налог с дивидендов он должен платить тоже в России, где бы постоянно ни жил. Такая норма есть в развитых странах. И, кстати, благодаря ей Жерару Депардье даже после получения российского гражданства всё равно пришлось платить налоги во Франции.

Во-вторых, России нужно заключить соглашения об обмене финансовой информацией со всеми офшорными странами, куда направляют большую часть доходов крупные предприниматели, и наладить систему работы с этими данными. С рядом офшоров у ФНС соглашения уже есть, но создается впечатление, что там не знают, что делать с полученной информацией. Не видно, чтобы на ее основе принимались какие-то конкретные решения по доначислению налогов нашим миллиардерам.

И, наконец, нужно активнее выявлять уход от налогов, сравнивая крупные расходы и доходы, которые заявил гражданин. При нынешнем уровне технологий вполне возможно создать единую компьютерную базу, с помощью которой производились бы такие сравнения. Не хватает только политической воли».

Когда ждать прогресса?

Если посмотреть на налоговую карту Европы, то видно, что одинаковая для всех шкала НДФЛ есть только в постсоциалистических странах. Проблемы везде одни: доля теневых доходов велика, а работа с налогами населения не отлажена. «Главная цель российского правительства в этой сфере сегодня – обеление доходов. Повышение НДФЛ хотя бы для части граждан может затормозить этот процесс. Время для такого решения ещё не настало. Но Владимир Путин говорил, что в будущем это возможно, – оценивает ситуацию доцент ­РАНХиГС Олег Филиппов. – Чтобы государство поддержало прогрессивную шкалу, должен созреть ряд условий. Финансовым властям предстоит провести инвентаризацию всех доходов. Что они и делают, переводя выплату зарплат на карты, поощряя безналичные платежи и вводя за ними контроль. И должна быть создана такая информационная система, которая до максимума упростит подачу деклараций о доходах. ФНС должна научиться сама собирать их из всех источников и присылать гражданам извещения, которые тем останется только проверить и подписать. Вот тогда всё будет как в странах, на которые мы хотим равняться».