Сеть должна быть безопасной. Как не попасться на уловки мошенников?

Belkin Alexey/news.ru / www.globallookpress.com

Мошенники пристально следят за новыми технологиями и при случае стараются использовать их в своих схемах. Искусственный интеллект помогает преступникам представляться сотрудниками банка, государственных учреждений или просто близкими людьми жертвы, чтобы убедить в необходимости передачи личных данных или денежных средств. В этой статье мы расскажем о новых мошеннических схемах, по которым работают злоумышленники, а самое главное — напомним, как не стать жертвой мошенников и сохранить деньги.

   
   

Наиболее частые виды мошенничества

Обычно преступники действуют анонимно: через интернет или по телефону.

Фишинг

С английского «фишинг» переводится как рыбалка. В буквальном смысле так и происходит: мошенник отправляет своей жертве СМС или письмо на электронную почту, пытаясь притвориться банком или иной финансовой организацией, которой можно доверять. В этих сообщениях мошенники стараются застать адресата врасплох. Например, просят как можно быстрее подтвердить персональные данные, иначе придется платить штраф или договор будет прекращен. К этим словам злоумышленники прикладывают ссылку, маскируя ее под знакомый сайт. На самом деле там вредоносный код, через который можно получить доступ к важной информации пользователя.

Вишинг

Вишинг от фишинга отличается способом связи, а именно по звонку, в которых мошенники представляются работниками силовых структур, сотрудниками банка или государственными служащими. Далее они называют имя жертвы, добавив к нему отчество, год рождения или какой-нибудь малоизвестный факт, чем сразу усыпляют бдительность. Под любым правдоподобным поводом они узнают все нужные личные данные, которые помогут получить доступ к банковскому аккаунту и оформить кредит. Иногда разыгрывается целая история, к которой подключают других «актеров» с новыми звонками и СМС.

Человеческие эмоции, такие как страх и тревога, являются главной добычей для мошенников, с помощью которых они заставляют людей действовать неразумно, принимать безответственные и поспешные решения, руководствуясь «советами» преступников, а не здравым смыслом.

   
   

Главные методы обмана мошенников

В большинстве новых схем злоумышленники сообщают о якобы возникшей просрочке, что создает у жертвы чувство паники и срочности. Подобные истории разыгрывают в несколько этапов:

  • Первичный звонок от имени должностного лица, например, работающего в банке.
  • Создание чувства срочности и нагнетание ответственности за промедление.
  • Ложная информация о появившемся долге в базах должников.
  • Запрос личной информации якобы для скорейшей помощи.
  • Использование полученных данных в своих целях.

Мошенники звонят на мобильный телефон жертвы и представляются сотрудниками банка. Они начинают разговор с информации о просрочке по ипотеке или о любой другой задолженности, даже если у человека давно не было кредитов. При этом злоумышленники используют различные психологические приемы, чтобы вызвать у жертвы чувство тревоги и твердую уверенность в необходимости решить неожиданно появившуюся проблему как можно скорее. Они могут утверждать, что если ничего не делать, то это приведет к серьезным последствиям, таким как штрафы или даже потеря имущества. Мошенники сообщают, что информация о просрочке уже передана в базы кредитных историй, что создает иллюзию важности проблемы.

Для «скорейшего решения» мошенники просят назвать номер СНИЛС и код, который поступает в СМС. Они делают акцент на том, что не имеют права запрашивать персональные данные напрямую, поэтому просят жертву подтвердить свою личность через СМС. Номер СНИЛС и секретный код преступники используют для входа на Госуслуги или в личные кабинеты онлайн-банков. Там они могут оформить кредит на имя жертвы или перевести деньги на свои счета.

Злоумышленники часто используют манипулятивные техники, стараются убедить жертву в своей добросовестности. Они могут ссылаться на особые внутренние регламенты банка. Им нужно, чтобы человек поверил в реальность происходящего — якобы это стандартная процедура, о которой не стоит рассказывать другим.

Чтобы защититься от подобных схем, достаточно соблюдать простые правила безопасности. Нельзя сообщать личные данные, особенно если вы не инициировали звонок. Если же у вас хотят уточнить данные или обновить их, обязательно до разглашения какой-либо информации, позвоните по официальному номеру в банк и объясните происходящее. Следует всегда быть начеку, если вам кажется, что звонок подозрительный, вам ставят ультиматумы, требуют немедленного решения — прекратите разговор и проконсультируйтесь с близкими или специалистами. Важно дать себе запас времени, чтобы появилась возможность обдумать произошедшее, забрать инициативу из рук мошенников и посмотреть на ситуацию со стороны. Не забывайте, что жертвами преступников может стать кто угодно под любым предлогом.

Методы защиты банка от мошеннических действий

ВТБ стремится к повышению уровня безопасности своих клиентов. Меры, которые банк принимает уже сегодня, направлены на предотвращение финансовых потерь, а также создание доверительной атмосферы, при которой пользователи будут всегда уверены в надежности своих банковских операций.

Чтобы обезопасить своих клиентов, ВТБ предлагает им ряд инструментов для защиты их финансов. К ним относятся лимиты на операции, что позволяет контролировать объем транзакций и предотвращать несанкционированные списания. Также работает проверка истории входов в онлайн-банк, что помогает выявлять подозрительную активность и принимать своевременные меры для защиты. Блокировка аккаунта в случае подозрения на мошенничество помогает быстро заблокировать свой личный кабинет, предотвращая дальнейшие мошеннические действия. Кроме того, клиенты могут оставлять сообщение о мошенничестве, в случае возникновения подозрительной активности. Клиенты могут делиться интернет-ссылками или передавать номера телефонов злоумышленников, что способствует созданию базы данных мошеннических схем и повышению общей безопасности.

Не менее важно, что банк предлагает услугу определения номера, которая работает даже в мессенджерах. Это позволяет клиентам идентифицировать потенциально опасные звонки и избегать общения с мошенниками.

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) банк ВТБ представил свой план по разработке и внедрению комплексной программы защиты клиентов от телефонных мошенников. Эта инициатива призвана повысить уровень безопасности пользователей, взаимодействующих с банком, и минимизировать риски, связанные с финансовыми преступлениями.

Основными аспектами программы являются:

  • Идентификация мошеннических контактов.
  • Предупреждение клиентов.
  • Информирование менеджеров.

Программа будет использовать современные технологии для анализа телефонных звонков клиентам. С вероятностью до 99% система сможет определить, общался ли человек со злоумышленниками перед тем как посетить банковское отделение. Это позволит банку определить потенциальные риски заранее. Далее, если система обнаружит, что контакт был с мошенниками, клиент получит предупреждение через доступные каналы связи. Это может быть сообщение в мобильном приложении, СМС или уведомление по электронной почте. Такие меры помогут клиентам осознать риски, связанные с оформлением кредита или снятием денег. В случае выявления подозрительной связи, информация будет передана менеджеру в офисе банка на его рабочий компьютер. Это позволит сотрудникам эффективнее взаимодействовать с клиентами и оперативно предлагать свою помощь в случае необходимости.

Простые и полезные правила финансовой безопасности

Собрали несколько простых финансовых привычек, которые помогут защитить себя от мошенников, какими бы хитрыми они не были.

  • Никогда и никому не говорите пароли, держите в секрете проверочные фразы или контрольные вопросы, которые могут помочь мошенникам получить доступ к вашим деньгам. Эта конфиденциальная информация, распространяться о которой нельзя. Даже если по телефону очень правдоподобно пытаются убедить, что это нужно для вашей же безопасности. Тем более нельзя сообщать CVV-код на обратной стороне карты и любые другие ее данные.
  • Не поддавайтесь на внезапные уговоры по телефону — кладите трубку. Даже если вам хочется узнать подробности, а они звучат правдоподобно, нужно прекратить разговор. Вы должны перехватить инициативу у преступников, упорядочить мысли в голове и посмотреть на ситуацию со стороны. Обычно хватает пары минут, чтобы «перезагрузить» внимание и адекватно принять случившееся. Если у вас остались сомнения, то ни в коем случае не звоните мошенникам сами. Наберите номер горячей линии банка и объяснить специалисту суть своего вопроса.
  • Если решили заменить сим-карту, то обязательно меняйте старый номер на новый во всех банковских кабинетах, так как через старую сим-карту мошенники могут получить доступ к аккаунту и взять кредит. Старая сим-карта должна пропасть из всех личных кабинетов. Всегда храните пароли и важные данные в надежном месте, старайтесь держать их вместе, чтобы при случае быстро найти. Поставьте сложный пароль на телефон на случай, если вы его потеряете.
  • Не переходите по странным ссылкам в письмах, даже если они направлены вам от «уполномоченных» органов. Не вступайте в переписку, просто игнорируйте их.