Счет побери. Будут ли компенсировать ущерб жертвам финансовых мошенников

Владимир Путин поручил Правительству и ЦБ рассмотреть возможность создания механизма компенсации ущерба жертвам финансовых мошенников. Предполагается, что возмещать похищенные деньги должны будут банки, срок, отведенный на изобретение механизма компенсации, — до 1 июля. 

   
   

Годовой улов — 11 миллиардов

«Вас беспокоит служба безопасности банка. Мы зафиксировали сомнительные операции по вашему счету...» — такой звонок с неизвестного номера получал каждый. Для кого-то разговор со «службой» закончился минусом на счете, а то и сломанной судьбой. 

Вроде бы и МВД с ЦБ неустанно информируют население о том, как противостоять аферистам. И телефонные номера, с которых те атакуют сограждан, блокируют (за одно полугодие 2022-го — 118 тыс.). Но дьявольщина социальной инженерии продолжает потрошить счета доверчивых россиян. Злоумышленники используют все более изощренные схемы хищения денег. Представляются сотрудниками правоохранительных органов, военкоматов, портала «Госуслуги». Используют любые инструменты, чтобы запугать, поторопить свою жертву, ввести в состояние стресса, когда отключается логика. Нажим, другой, третий — и вот человек уже переводит деньги или докладывает все свои персональные данные.

Итог — за прошлый год улов мошенников превысил 11 млрд руб. И это только официальные цифры.

Банк-клиент

Впрочем, пока перспектива переложить всю ответственность за ушедшие миллиарды и компенсацию их людям на банки просматривается плохо. Мы привыкли воспринимать кредитные организации как «жирных котов», но в действительности банковский сектор чувствует себя неважно — за 1-е полугодие 2022 года совокупные убытки составили 1,5 трлн руб. Если на них «вешать» дополнительные расходы, то «жирные коты» рискуют превратиться в еле ползущих существ, придавленных тяжестью санкций, налогов и регуляции рынка. А ещё нет никакой гарантии, что возросшие расходы банки не попытаются переложить на потребителей своих услуг. Способов, как известно, масса.

«Компенсация всем гражданам всех ущербов, которые произошли по их собственной вине, быстро разорит банки, — утверждает президент ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян. — Другое дело, если потери случились из-за недостаточных усилий финансовой организации по защите собственных клиентов. Тут банки должны нести ответственность. Эта их задача формировать подразделения по безопасности, отслеживающие подозрительные операции».

Будем честны, если с повышением различных комиссий банки справляются хорошо, то по части сохранности наших средств есть вопросы. Жертвы мошенников получают кредиты, которые потом отдают злоумышленникам, иногда даже не являясь в офис, лишь обменявшись 2-3 короткими сообщениями с операционистом. Очевидно, что без содействия со стороны банковских сотрудников это было бы крайне затруднено. Или многочисленные скандалы со «сливом» баз персональных данных. Это тоже факт. 

   
   

При этом существуют инструменты, позволяющие оценивать денежные транзакции на степень вероятности мошенничества. Скажем, комплексная система «Антифрод». Но почему-то далеко не все банки ее используют. 

«Обычно номер счета, куда по непонятным причинам собираются деньги со всей России,

известен персоналу банка. Такие транзакции сами по себе вызывают подозрение, и банк в состоянии их отслеживать и препятствовать их проведению», — уверен профессор, руководитель департамента страхования и экономики соцсферы Финуниверситета при Правительстве РФ Александр Цыганов. — Банк России предполагал компенсировать ошибочные денежные переводы. При этом вводилась задержка платежей — то есть списание денег со счетов с опозданием в несколько часов. Это тормозило бы развитие бизнеса, но зато у людей появлялось время одуматься, и в случае необходимости отозвать платеж, что защищало бы от мошенников. Но временной мораторий эффективен в сочетании с усилиями всех участников. И банки, и страховые компании, и правоохранители должны внедрять меры, направленные на сохранение наши денег«.

«Чтобы поставить заслон мошенническим действиям, одних усилий банков мало, — соглашается Гарегин Тосунян. — Им нужны союзники — сами клиенты и государство. Уже сейчас во многих банках целые подразделения по безопасности каждый день отслеживают подозрительные операции и стремятся поставить заслон мошенническим действиям, потому что они прямо заинтересованы в благополучии своих клиентов. Государство, банки и их клиенты — триада союзников, выступающая против финансовых мошенников».

Полицейский предел

А что, кстати, со вкладом правоохранительных органов в дело борьбы с аферистами?

Увы, раскрываемость преступлений, связанных с финансовым мошенничеством, составляет всего 7-9%, и выше этого предела наши сыщики подняться не могут. Возможно, столь низкий показатель и привел к остроте проблемы.

Более того, такая раскрываемость, помноженная на благое начинание по компенсации средств жертвам мошенников, способна открыть ящик Пандоры. На российских просторах найдется много сообразительных граждан, которые быстро смекнут, как в своих интересах воспользоваться новой опцией. «Получится, что мы будем поощрять мошенников работать все интенсивнее, — опасается Гарегин Тосунян. — Они воруют — банки компенсируют, они еще больше воруют — банки опять компенсируют».

Компенсация ущерба нужна. Но сама по себе она не разрушит систему, которая ежегодно поглощает сумасшедшие деньги. Без собственной бдительности, эффективной работы банковских служб безопасности и полиции мы не сдвинемся с мертвой точки. А вот изобретательность преступников пойдёт дальше.