Всё по-честному
Коллекционирование — одно из наиболее популярных хобби в мире. Жителям нашей страны больше всего нравится собирать монеты, марки, значки и игрушки. Я тоже вхожу в число тех людей, которые любят приобретать и продавать редкие вещи. Меня интересуют куклы — персонажи из когда-то популярного мультсериала. Ценность заключается в том, что американский производитель игрушек выпустил их в ограниченном количестве, а в 2009 году и вовсе снял с производства. Теперь купить таких кукол в обычных магазинах нереально, поэтому, как и многие «коллеги по хобби», я ищу новые экспонаты для своей коллекции у частных лиц. В основном у пользователей «Авито». Здесь проще всего «опознать» продавцов, которым можно доверять, потому что на платформе действуют определенные правила и существуют особые признаки, которые отличают честных пользователей.
К онлайн-сделкам с осторожностью подходят не только коллекционеры. И это понятно, ведь, чтобы перевести деньги, нужна уверенность в том, что товар качественный, доедет до тебя в целости и сохранности, а его внешний вид в реальности соответствует картинке.
На «Авито» я могу убедиться, что деньги не «улетят на ветер», так как весь процесс — от выбора до получения товара — строится внутри платформы. На случай, если что-то пойдёт не так, есть чат поддержки, которая решит спорные ситуации, а если я откажусь от товара в пункте выдачи — оплата вернётся на карту.
Личная инструкция: оцени продавца
Однако данные площадкой преимущества тоже нужно уметь использовать. У меня за несколько лет выработалась личная инструкция, которая помогает находить нужные «кукольные» объявления, обходя стороной подделки и сомнительных пользователей.
Изучая предложения и отбирая подходящие, сначала перехожу в профиль продавца. Там указано количество купленных им товаров и отправленных с помощью внутреннего сервиса доставки. Чем больше эти числа, тем больше вероятность того, что с человеком можно иметь дело, ведь его предложения пользуются спросом. К тому же, если продавец уже выставлял в профиле кукол, которые мне интересны, то, вероятнее всего, он тоже коллекционер. Это значит, что с ним можно обсудить какие-то важные детали: например, выяснить есть ли у него аксессуары, которые «шли» к кукле изначально.
Далее обращаю внимание и на значки верификации — «Документы проверены», «Реквизиты проверены», «Есть аккаунт на Госуслугах». Это значит, что человек или компания подтвердили подлинность своего профиля и со мной общается не бот. Затем открываю окошко отзывов и с помощью фильтра выбираю негативные. Если их вообще нет — замечательно, сомнений становится ещё меньше. Если есть — смотрю, ответил ли на них продавец (он, в свою очередь, тоже может прокомментировать обращение покупателя), что именно написал и предложил ли какое-то оптимальное решение.
Из моего опыта: однажды прочитала отзыв девушки, которая не нашла в посылке крохотной расчёски и сумочки для куклы. Продавец извинился, объяснил, что забыл их положить, и пообещал отправить за свой счёт. Конечно, такому человеку сразу доверяешь.
К личному общению с пользователями перехожу только после того, как удостоверюсь, что всё разумно и положительных отзывов больше, чем негативных. Да, и обязательно перед этим ещё раз просматриваю изображения понравившегося товара.
Позвони мне, позвони
Как покупателю и как продавцу мне нравится, что связаться с автором объявления можно двумя способами: в сообщениях или с помощью звонка. Чаще всего я пишу, но, если человек долго не отвечает, могу ему набрать. Настоящего номера телефона мне при этом не видно — звонок осуществляется через временный, который бесплатно всем частным продавцам предоставляет платформа.
С одной стороны, это сохраняет спокойствие продавца и защищает его личные данные, а с другой — не лишает покупателя возможности задать вопросы реальному человеку лично.
Тем, кто заходит на платформу через мобильное приложение, доступен ещё и функционал онлайн-звонков. Кнопка «Позвонить» внутри объявления позволяет защитить личный номер телефона не только продавцу, но и покупателю. Если набираю с помощью этого сервиса, у продавца на экране смартфона отображается карточка, где указаны моё имя, рейтинг и какое объявление заинтересовало. Если не получилось дозвониться, он увидит не «пропущенный сигнал» с неизвестного номера, а такую же информацию обо мне в чате. И сможет перезвонить или написать. Онлайн-звонки, кстати, становятся всё более популярными. Недавно компания заявила о том, что число таких соединений за сутки достигает 1 миллиона.
При этом отключить функцию звонков продавец может за пару кликов — тоже удобно, если нет времени или возможности общаться. К примеру, у меня маленький сын, и внезапное вибрирование телефона (даже при отключенных звуках) может его разбудить или напугать. Поэтому набор номера я убрала — мне можно только писать.
Защита со всех сторон
Несколько раз я попадала на, вероятно, недобросовестных продавцов. Почему «вероятно»? Потому что не ставила перед собой цель получить доказательства, что это именно так. Как-то меня попросили осуществить мгновенный перевод за куклу. В свою очередь, пользователь пообещал, что отправит её в течение двух дней с помощью курьера.
От сделки я отказалась, памятуя, что вежливое общение не всегда является показателем добросовестности. С людьми, которые не хотят ждать, пока я получу и проверю товар, а хотят сразу получить деньги, я в принципе не связываюсь и быстро завершаю диалог — даже если у них больше 100 положительных отзывов. Разбираться, честен человек или нет, у меня нет желания. А чувствовать себя на 100% уверенной желание есть, поэтому предпочитаю внутренний сервис «Авито Доставки».
Деньги, перечисленные покупателем за товар, платформа резервирует и отправляет продавцу только тогда, когда я получу, осмотрю и заберу посылку, подтвердив тем самым, что всё устраивает. При наличии претензий её отправят обратно, а мне вернут средства. Несколько месяцев назад мне пришлось отказаться от заказанной куклы: продавец не сказал, что у неё сломаны и не сгибаются ноги. В итоге возврат на банковскую карту платформа осуществила за несколько часов. А кукла доехала до «дома» за три дня.
С другой стороны, продавец тоже защищён. Интернет-платформа гарантирует ему выплату полной стоимости отправленного товара, если его в пути случайно испортят или потеряют. Когда вещь поступает в пункт выдачи, покупатель приходит туда и проверяет её при сотрудниках. Обычно за этим процессом внимательно наблюдают. И если с посылкой действительно что-то не так и она вернётся обратно, ущерб возместят. Главное — иметь фото и видео, сделанные перед отправлением. Так поддержке будет проще быстро разобраться, на каком этапе произошла неприятность.
Предупреждают — значит, остановись
Как опытный пользователь площадки могу сказать: если вы хотите, чтобы общение с продавцом или покупателем было безопасным, лучше стройте диалог во внутренних чатах платформы — не пытайтесь делиться личными контактами.
Кстати, если человек посылает, к примеру, номер своего телефона, то прежде, чем его сообщение дойдёт до адресата, он получит несколько уведомлений о том, что этого не стоит делать. Выбор, конечно, всё равно за ним, но хорошо подумать стоит.
Интернет-площадка не только рассылает такие предупреждения, но и блокирует недобросовестных продавцов, фишинговые ссылки на оплату, напоминает правила пользования платформой — в общем, делает всё возможное, чтобы люди не сталкивались с обманом. Система сразу замечает любую подозрительную или небезопасную активность, предупреждает о ней или отправляет профиль на дополнительную проверку.
За 8 лет покупок на сайте у меня появилась коллекция из 18 кукол. Определённо, я могу назвать себя истинным знатоком этой платформы и уверена, что безопасность пользователей — не пустой звук для её создателей.