Группа депутатов Госдумы предложила законопроект о доплатах к пенсии за трудовой стаж от 30 лет. До этого парламентарии собирались давать семьям с детьми бесплатные жилищные займы, отменить налоги для людей с низкими доходами, платить алименты вместо нерадивых супругов, и это не полный список социальных инициатив. Эксперты рассказали aif.ru, почему правительство откладывает реализацию большинства подобных идей.
Политика вместо экономики
«В этом гораздо больше политики, чем экономики. Тем самым они привлекают к себе внимание электората, разных групп населения, вчера одинокие матери, сегодня пенсионеры. Между тем, буквально на днях было принято решение выделить около триллиона рублей на реализацию нового национального проекта „Продолжительная и активная жизнь“, он как раз направлен на улучшение жизни пенсионеров. Может быть, отдельные депутаты этого не услышали, или хотят как-то выделиться отдельным громким заявлением», — считает эксперт.
По мнению Масленникова, не все законодательные инициативы на момент объявления хорошо проработаны, и про них быстро забывают сразу после достижения медийного эффекта. Зачастую именно он и является главной целью депутатов, а вовсе не улучшение жизни людей.
Причины и последствия
«Ответ здесь очень простой: конкретно на это сейчас денег нет. Можно, конечно, еще больше занять на долговом рынке и раздать народу, но потом придется отдавать с процентами. Хотя это очевидно, но не все об этом задумываются», — объяснил профессор Зубец.
Практика получения Госдумой отрицательных отзывов из правительства показывает, что законодатели часто не прорабатывают вопрос о финансировании. Остается непонятным, за счет каких источников будут покрыты дополнительные расходы государства. А если таких источников нет, то неясно, что будет с теми статьями бюджетных расходов, которые уже утверждены и лишатся части денег в случае новых трат.
«Есть процедуры согласования расходов с Госдумой при подготовке закона о бюджете, и если какие-то расходные статьи не прошли, то нет смысла предлагать их в середине года. На них дополнительных денег уже нет», — отметил эксперт.
Несистемная работа
Ситуации, когда бюджетные деньги требуются на какие-либо новые инициативы, разрешаются непросто,
«В общем случае требуется собрать такие предложения целым пакетом и утвердить под него поправки в бюджет, то есть процедура сложная и длительная. Другое дело, когда под определенный нацпроект или социальную инициативу уже предусмотрено финансирование, и речь идет только о том, как внутри этого проекта лучше всего потратить деньги. Например, новые выплаты ученым или педагогам могут быть покрыты из средств нацпроектов „Образование“ или „Наука“. В этом случае согласование проходит проще», — рассказал эксперт.
В последние годы у правительства стало больше полномочий для регулирования того, что называется сводной бюджетной росписью. Это нужно, чтобы более гибко реагировать на изменения экономических условий, добиваться выполнения поставленных целей и оперативно принимать меры поддержки, заметил Климанов.
Для этого у правительства есть специальный резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в законе о федеральном бюджете. Средства из этого фонда направляются, в том числе, и на социально значимые цели. Так, в 2022 году деньги из него потратили на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет.
«В целом сейчас бюджетные параметры стали регулироваться более гибко, чем раньше. И нет такого, что никакие новые законодательные инициативы вообще не нужны. Это не так. Дело в планировании доходов и расходов, для этого и принимается закон о бюджете», — заключил эксперт.