Ради словца. Эксперты оценили попытки депутатов пропиариться раздачей денег

© / АиФ

Группа депутатов Госдумы предложила законопроект о доплатах к пенсии за трудовой стаж от 30 лет. До этого парламентарии собирались давать семьям с детьми бесплатные жилищные займы, отменить налоги для людей с низкими доходами, платить алименты вместо нерадивых супругов, и это не полный список социальных инициатив. Эксперты рассказали aif.ru, почему правительство откладывает реализацию большинства подобных идей.

   
   

Политика вместо экономики

Озвучивая предложения раздать деньги тем или иным группам населения, депутаты преследуют свои политические цели, объяснил aif.ru экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

«В этом гораздо больше политики, чем экономики. Тем самым они привлекают к себе внимание электората, разных групп населения, вчера одинокие матери, сегодня пенсионеры. Между тем, буквально на днях было принято решение выделить около триллиона рублей на реализацию нового национального проекта „Продолжительная и активная жизнь“, он как раз направлен на улучшение жизни пенсионеров. Может быть, отдельные депутаты этого не услышали, или хотят как-то выделиться отдельным громким заявлением», — считает эксперт.

По мнению Масленникова, не все законодательные инициативы на момент объявления хорошо проработаны, и про них быстро забывают сразу после достижения медийного эффекта. Зачастую именно он и является главной целью депутатов, а вовсе не улучшение жизни людей.

Причины и последствия

Инициативы депутатов Госдумы о новых выплатах требуют дополнительных расходов, и потому пока будут откладываться, заявил aif.ru директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец.

«Ответ здесь очень простой: конкретно на это сейчас денег нет. Можно, конечно, еще больше занять на долговом рынке и раздать народу, но потом придется отдавать с процентами. Хотя это очевидно, но не все об этом задумываются», — объяснил профессор Зубец.

   
   

Практика получения Госдумой отрицательных отзывов из правительства показывает, что законодатели часто не прорабатывают вопрос о финансировании. Остается непонятным, за счет каких источников будут покрыты дополнительные расходы государства. А если таких источников нет, то неясно, что будет с теми статьями бюджетных расходов, которые уже утверждены и лишатся части денег в случае новых трат.

«Есть процедуры согласования расходов с Госдумой при подготовке закона о бюджете, и если какие-то расходные статьи не прошли, то нет смысла предлагать их в середине года. На них дополнительных денег уже нет», — отметил эксперт.

Несистемная работа

Ситуации, когда бюджетные деньги требуются на какие-либо новые инициативы, разрешаются непросто,

подтверждает директор центра региональной политики Президентской академии (РАНХиГС), глава института реформирования общественных финансов, член общественного совета при Минфине РФ Владимир Климанов.

«В общем случае требуется собрать такие предложения целым пакетом и утвердить под него поправки в бюджет, то есть процедура сложная и длительная. Другое дело, когда под определенный нацпроект или социальную инициативу уже предусмотрено финансирование, и речь идет только о том, как внутри этого проекта лучше всего потратить деньги. Например, новые выплаты ученым или педагогам могут быть покрыты из средств нацпроектов „Образование“ или „Наука“. В этом случае согласование проходит проще», — рассказал эксперт.

В последние годы у правительства стало больше полномочий для регулирования того, что называется сводной бюджетной росписью. Это нужно, чтобы более гибко реагировать на изменения экономических условий, добиваться выполнения поставленных целей и оперативно принимать меры поддержки, заметил Климанов.

Для этого у правительства есть специальный резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в законе о федеральном бюджете. Средства из этого фонда направляются, в том числе, и на социально значимые цели. Так, в 2022 году деньги из него потратили на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет.

«В целом сейчас бюджетные параметры стали регулироваться более гибко, чем раньше. И нет такого, что никакие новые законодательные инициативы вообще не нужны. Это не так. Дело в планировании доходов и расходов, для этого и принимается закон о бюджете», — заключил эксперт.