Москвичка Елена Г. получила смс с кодом подтверждения от сервиса по подбору кредитов, который она не запрашивала. Кто и что может стоять за этим сообщением (и ему подобными), АиФ.ru разбирался с экспертами.
Это мошенники?
«С помощью кода добивается безопасность транзакции или какой-либо онлайн-сделки, он часто предотвращает получение мошенниками доступа к денежным средствам пользователя», — объясняет эксперт.
По словам Коняева, получение кода вовсе не означает, что это именно мошенник — бывает, что человек ошибся цифрой при вводе собственного номера. Но в этом случае сообщение будет единичным, и никаких звонков, сообщений со ссылками и т.п. далее не последует, предупреждает эксперт.
«Есть и еще одна возможная причина для таких смс — вы стали жертвой так называемых смс-бомберов: они вводят ваш номер не с целью получить средства, а для того, чтобы доставить вам неудобство. Тогда смс будут идти потоком», — подсказывает Коняев.
Но и вероятность того, что за отправкой кода стоят мошенники, довольно высока. «Возможен вариант, что вам позвонят и попросят сообщить код. Звонящий может представиться сотрудником банка или правоохранительных органов и сообщить о попытке мошенничества, сказать, что нужно срочно перевести деньги на специальный счет. Конечно, это мошенники, и им ни в коем случае нельзя сообщать код из смс, данные карт, счетов, переводить куда-либо деньги. Лучше всего сразу повесить трубку», — советует Алексей Коняев.
Для подтверждения заявки на кредит мошенниками используется номер телефона пользователя, чтобы, во-первых, не вызвать подозрения у сервиса — указанная операция должна быть обычной для этого пользователя, а, во-вторых, не оставить свой информационный след и усложнить поиск после того, как пользователь обнаружит оформление кредита и обратится в правоохранительные органы, подчеркивает Рыбаков.
Эксперт добавляет, что аферисты могут массово рассылать коды активации с самых разных платформ — для этого существуют специальные программы, которые автоматически создают новые профили на номер пользователя. В этом случае пользователь может испугаться такого количества кодов подтверждения и поверить звонку якобы официального представителя сервиса о возникших неполадках.
«С помощью методов социальной инженерии мошенники могут, например, оформить кредит на пользователя и перевести эти деньги на свои счета. Так пользователю придется выплатить кредит, оформленный мошенником», — предупреждает Рыбаков.
Да, бывает, что звонка от якобы банковских служащих или следователей не последовало, а сообщения повторяются. Скорее всего, мошенники пытаются ввести код путем подбора с помощью специальных программ. «Сегодня большинство сайтов, где используется система кодов, от этого защищено: дается ограниченное число попыток ввода, причем очень небольшое, поэтому шансы, что мошенники угадают, крайне невысоки», — успокаивает Коняев.
Что делать, если получил код, который не запрашивал?
Алексей Рыбаков рекомендует придерживаться следующих правил:
Во-первых, не сообщать код подтверждения посторонним, знакомым и тем, кто представляется работниками банка. Аферисты могут попросить не называть код подтверждения устно, а прислать его в виде скриншота экрана. Так делать нельзя.
Во-вторых, при звонках от банковских работников следует сбрасывать вызов и самостоятельно звонить по официальному номеру телефона сервиса.
«Если вы не планируете брать кредит, не стоит реагировать на сообщения кредитных сервисов. Также не стоит передавать им свои персональные данные. Вообще любое общение с представителями финансовых организаций лучше вести лично в офисе сервиса или банка. В том случае, если это сугубо дистанционный сервис, также никаких кодов вводить не нужно. Лучше перезвонить в данный сервис и уточнить, по какому вопросу они вас беспокоят», — подсказывает Изабелла Атласкирова.