Пока вокруг нефте- и газопроводов вертится международная политика, российская глубинка продолжает топить дровами.
А с некоторых пор дрова – это не только трудно, но и дорого, официальные тарифы – лишь формальность. Почему жителям провинции приходится выкладывать большие деньги, чтобы жить, как в позапрошлом веке? И как так вышло, что дрова стали дороже электричества?
Тарифы для галочки
Особенно драматичная ситуация сложилась в Бурятии. Ещё в мае дрова в регионе в среднем стоили 2,7 тыс. рублей за кубометр. К началу ноября цена достигла 4 тыс., а к концу – 4,5 тыс. рублей. Всего же на полгода отопительного сезона для обогрева частного дома нужно в среднем 20 кубов. Притом что средняя пенсия в республике 21,4 тыс. рублей. Нетрудно подсчитать, что большая её часть зимой уйдёт на отопление.
Республиканские чиновники не сидели сложа руки и заранее утвердили тариф на дрова – 1352 рубля за куб. Вот только в реальности соблюдать его обязаны только лесхозы, а повлиять на частников государство не может никак.
Единственное, что сделало Министерство природных ресурсов и экологии Бурятии, – опубликовало список предприятий, где можно купить дрова подешевле. К реализации они предлагают около 11 тыс. м³. Этого хватит на 500 домов. А как же остальные десятки тысяч? При этом чиновники напомнили, что жители региона имеют право самостоятельно заготовить 20 м³ в год, а в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, – до 40. Но у многих ли найдутся силы и возможности, чтобы самостоятельно напилить и вывезти эти кубы?
Из чего же складывается стоимость дров? Официальная плата за саму возможность самостоятельной заготовки леса – от 200 до 350 рублей. Но предприниматели заготавливают дрова в отдалённых районах, где до ближайшего населённого пункта 200 километров. «Бензин подорожал, цепь на бензопилу – тоже, всё кругом дорого, – объясняет один из них. – Частник тоже человек, и ему жить надо. Не хочешь – не покупай, сам заготавливай».
Итог: топить дровами становится просто разорительно. Уже появляются расчёты, которые показывают, что при действующем в регионе тарифе в 3,05 рубля за 1 кВт*ч электрокотёл дешевле. Однако, чтобы топить электричеством безопасно и эффективно, необходимо трёхфазное напряжение в 380 вольт. Кроме того, массовый переход на электроотопление обветшавшие сети могут просто не выдержать.
«У подавляющего большинства людей всё по старинке – печка в доме, – говорит житель Улан-Удэ Вячеслав Дамбаев. – Чтобы подключить 380 вольт, нужно заявление – беготни на месяц. А пока что у некоторых в розетках и 220 нет. Котёл, батареи, разводка по дому – всё это недёшево. А так многие бы перешли на электричество – кому охота колоть дрова и печку кочегарить».
На этот счёт у республиканской власти большие планы. В июне глава Бурятии Алексей Цыденов и гендиректор «Россети Сибирь» Павел Акилин подписали соглашение, по которому к 2027 году на электроотопление будут переведены 45 тыс. частных домовладений. А вот газопроводов в Бурятии нет вовсе. Хотя положение может измениться к 2030 году: к этому времени предполагается построить газопровод «Сила Сибири – 2» и проложить от него ветку до Улан-Удэ.
Битва за тёплую жизнь
На подорожание жалуются и жители Омской области. И удивляются: вроде бы тайга вокруг, а дрова кусаются.
«Всё зависит от погоды, бывает, и летом топим. Дожди идут, в доме становится сыро, так что печь – наша спасительница, – рассказывает 80-летняя жительница Муромцевского района Валентина Корнеева. – Стабильно начинаем топить по разу в день с конца сентября, постепенно переходим на двухразовое: утром и вечером. Зимой и по три раза в день разжигаем печь».
На сезон нужно три машины по 10 кубов. Силы у неё и мужа уже не те: приходится покупать колотые дрова – машина обходится в 15 тыс. рублей. Кроме того, супруги покупают 5 кубов щепы на растопку. «Если подсчитать все затраты, на отопление уходит больше 50 тыс., которые надо отдать сразу», – подводит баланс сибирячка.
Чуть ли не в средневековье приходится жить и жителям горного Дагестана. Впрочем, в Средние века дрова, пожалуй, были дешевле.
«У меня пятеро детей – от 5 до 16 лет, с нами живёт и мама моего покойного мужа, – делится 42-летняя жительница села Акаро Айшат Магомедгаджиева. – Прошлой зимой топили дровами, но в этом году взять 20 тыс. за один КамАЗ дров неоткуда. Буду покупать кизяк (высушенный навоз. – Ред.), одна лепёшка – 10 рублей. За зиму выйдет 10–15 тыс. Когда наступают холода, начинается настоящая битва за тёплую жизнь. Провести газ обещают каждый год, но ничего не происходит».
Дровами топят и совсем недалеко от Москвы – например, в Тверской области. И хотя стоят они здесь дешевле – в среднем 2 тыс. рублей за 1 м³, для многих сельских жителей это серьёзная брешь в бюджете.
«Нет сил на хлопоты»
«Многое зависит и от состояния домов. Большой процент из них – совсем ветхие, там дует из всех щелей, – говорит Николай Романенко, руководитель общественного движения «Доброе дело», которое помогает дровами нуждающимся. – А дрова растут в цене по двум причинам. Во-первых, дорожает топливо, а во-вторых, сама древесина. Ведь лес часто принадлежит арендаторам-частникам, которые и диктуют цены».
К слову, Тверская область – не Бурятия, и за самовольную рубку грозит уголовная статья «Кража» и срок – до 5 лет. Собирать в лесу можно только валежник.
«Даже там, где есть возможность провести газ, многие бабушки этого не делают, – констатирует Романенко. – Их дома не приспособлены для газовой инфраструктуры. А иногда и просто нет сил на хлопоты. Говорят: жить-то осталось совсем чуть-чуть, потерпим как-нибудь».
Под предлогом охраны леса
«Недорогая древесина на дрова официально продаётся в лесничестве, но делянка может быть далеко от деревни. На лыжах туда за дровами не набегаешься, надо арендовать транспорт, заготовительную технику. И всё это затраты человека, – говорит независимый эксперт по охране лесов Константин Кобяков. – В лесу по закону можно собирать только валежник. И даже с ним не всё просто – есть множество ограничений, принятых на региональном уровне. По факту любая заготовка древесины, если на неё нет документов, чревата проблемами. Чтобы срубить хотя бы сухостой, нужен договор с местным лесным ведомством, иначе это штраф (от 4 до 500 тыс. рублей, правда, есть шанс, что на «мелкий промысел» закроют глаза). Бюрократы боятся, что под видом частной заготовки дров расцветёт браконьерство. И это странно. На дровах много не заработаешь, скорее наоборот, надо давать субсидии тем, кто возьмётся за такой социальный лесной проект. Не будет ничего дурного, если разрешить сельским жителям собираться в артели и отправляться в ближние леса за топливом для печей. Однако тогда надо менять законы. А этого никто делать не хочет».
Почём дрова?
(средняя цена 1 м³, руб.)
- Ленинградская обл.,
- Воронежская обл., Красноярский край – 1500
- Свердловская обл. – 1800
- Якутия, Татарстан – 2000
- Приморье, Дагестан, Крас-нодарский край – 2000
По данным интернет-сервисов объявлений