«Возможность потратить средства маткапитала на обучение в автошколе дает определенные преимущества, — пояснила Наталья Орлова. — Например, деньги тратятся в текущий момент, минимизируя риски их обесценивания. Ведь право использовать средства на обучение имеют и те дети, которые родились в семье до принятия Федерального закона „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“, то есть до 2007 года, и которые по возрасту уже сейчас могут получать водительские права. Это касается и усыновленных детей».
Главное условие для оплаты обучения в автошколе — наличие у организации лицензии на образовательную деятельность. При этом обучение может пройти один или несколько детей, но каждому должно быть не больше 25 лет. А малышу, на которого выдали сертификат, на момент использования должно исполниться три года.
Получение водительских прав взрослыми детьми открывает им дополнительные возможности в трудоустройстве, учеба в автошколе ускоряет процесс социализации во взрослом обществе, считает эксперт. По ее словам, не всем российским семьям требуется улучшение жилищных условий, поэтому возможность использовать сертификат на обучение детей — хорошая альтернатива.
«Им совершенно точно не помешает дополнительное образование, полученное в автошколе, и права на вождение транспортных средств. Полезно это и для государства: стимулируется развитие отечественного автопрома, повышается качественный уровень человеческого капитала, снижается безработица, которая особенно высока среди молодежи и более заметна в регионах. Так, уровень безработицы в России среди молодежи в возрасте 20-24 лет составляет около 15%, в возрасте 15-19 лет — 30%, при уровне общей безработицы по стране 4%», — подчеркнула Наталья Орлова.
Несмотря на то, что основным направлением использования средств маткапитала продолжает оставаться приобретение жилья, в последнее время наблюдается тенденция опережения темпов роста количества обращений за использованием средств капитала на получение образования детьми над обращениями на улучшение жилищных условий. Об этом свидетельствуют данные Счетной палаты, которая в своем докладе об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ за январь-июнь 2023 года указала на то, что в первом полугодии 2023 в сравнении с аналогичным периодом 2022 года рост количества обращений за использованием средств маткапитала на получение образования детьми составил 24,1% против роста на 1,6% обращений на улучшение жилищных условий.
«На данный процесс влияют много факторов. Среди них: рост цен на жилье; проводившаяся до 2022 года индексация материнского капитала по прогнозируемым темпам инфляции, а не по фактическим; увеличение первоначального взноса по льготным ипотечным госпрограммам на пять процентных пунктов», — отметила Наталья Орлова.
Эксперт также подчеркнула, что возможность тратить средства маткапитала на обучение в автошколе выгодно и бизнес-сообществу. Увеличение притока финансов позволит автошколам решить проблемы обновления парка транспортных средств, оплаты аренды, страховки и ремонта.
«Ситуация в этом, пусть и небольшом секторе экономики, в текущем году складывается непростая. По данным аналитиков, к марту 2023 года количество российских автошкол снизилось на 15% по сравнению с 2021 годом. С 1 апреля этого года согласно изменениям, внесенным в закон № 256-ФЗ, право оказывать образовательные услуги за счет средств материнского капитала получили и индивидуальные предприниматели. До этого времени оказывать услуги по этой программе могли только организации. Ожидается, что частник тоже займет свою нишу и поборется за возможность обучать автовождению за счет средств материнского капитала», — резюмировала Наталья Орлова.