Цены на один и тот же товар сейчас могут меняться каждый день. Разбираемся с вопросами, которые возникают у читателей в связи с этой ситуацией.
Почему старые партии продают по новым ценам?
Почему поднимают цены даже на те товары, которые магазины закупили ещё по старым ценам? Разве это законно?
О. Соколова, Магнитогорск
Зафиксировать цену вы можете только при заключении договора, тогда продавец будет обязан исполнить его по установленной цене».
Откуда доплата за уже купленное?
Оплатила покупку и доставку новой мебели ещё в феврале. Но теперь со мной связался продавец и просит доплатить 50%! Дескать, выросли цены. Разве мне не должны доставить мебель по зафиксированной при оплате цене?
А. Петраков, Реутов
«Если вы оплатили товар, а магазин выдал или отправил вам на электронную почту чек — это заключение договора розничной купли-продажи согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ, — рассказали в пресс-службе Роспотребнадзора. — Продавец не имеет права в одностороннем порядке расторгать договор или не исполнять его по причинам, связанным с колебанием курса или задержек поставки».
«Ни о какой доплате речь идти не может! В ст. 23.1 закона „О защите прав потребителей“ прописано, что продавец должен доставить вашу покупку за зафиксированную цену и в тот срок, который был зафиксирован при заключении договора (оплате). Описанное читателем — вызывающий пример попытки заработать сверх меры на нестабильной ситуации, — подтверждает юрист Андрей Смирнов. — Если этого не произошло, вы как покупатель можете выбирать: дождаться товара или вернуть деньги полностью, плюс убытки, которые вы понесли из-за такого непорядочного действия продавца».
В Роспотребнадзоре также пояснили, что потребитель может требовать неустойку (пени) — 0,5% суммы от предварительной оплаты товара за каждый день недоставки. Но, как показывает практика, компании редко идут на это в досудебном порядке. Зато, напуганные неустойкой, должны выполнить свои обязательства, не требуя доплаты.
Как быть с подарочными картами закрывшихся магазинов?
Что теперь делать с сертификатами и подарочными картами компаний, которые остановили работу?
П. Лесун, Самара
«Вы можете вернуть деньги. Для этого необходимо написать в адрес компании, предоставившей сертификат. Контактные данные смотрите на их официальном сайте, — пояснили в ТУ Роспотребнадзора по г. Москве. — Если не удаётся оперативно решить проблему со службой поддержки, то пишите заявление об отказе от подарочной карты с требованием возврата неиспользованного остатка и направляйте его на официальную электронную почту компании (его можно найти на сайте либо в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц — egrul.nalog.ru/index.html), заказным письмом с уведомлением или отвозите лично (в случае если в магазине сохранилась клиентская служба, претензионный отдел и пр.). Форму такого заявления можно скачать с сайта Роспотребнадзора».
Большинство компаний готовы обслужить сертификаты после открытия.
Так, например, ИКЕА продляет на 6 месяцев действие сертификатов, а в контактном центре Zara разъясняют, что сроки службы подарочных карт будут продлены на 30 дней после открытия магазинов, использовать можно будет даже те, у которых закончится срок. Adidas заявляет, что все подарочные карты действительны и могут быть использованы в течение 3 лет.