Из-за обильного снегопада, который накрыл столицу в выходные 13-14 февраля, цены на такси увеличились в 2-3 раза. Об этом сообщили в Telegram-канале департамента транспорта Москвы.
«Многим пришлось отказаться от поездок — спрос в субботу упал на 28% по сравнению с обычной субботой», — отмечают в столичном депрансе.
Насколько выросли цены на такси?
В качестве примера в дептрансе показали, как изменились цены на поездку от метро «Таганская» до «Москва Сити». По данным ведомства, еще 11 февраля средняя стоимость поездки на такси по этому маршруту в обычный день в зависимости от агрегатора варьировалась от 402 до 414 рублей. 13 февраля с началом снегопада цены выросли на 82%, и за поездку пришлось заплатить от 732 до 1420 рублей.
В дептрансе обвинили агрегаторов в намеренном завышении цен именно тогда, когда их услуги особенно нужны жителям города. «Мы вновь хотим обратиться к агрегаторам: завышение цены уже не первый раз происходит именно тогда, когда такси особенно нужно городу. Такая практика лишает многих пассажиров доступных поездок», — заявили в столичном департаменте транспорта.
Представители общероссийского движения «Сильная Россия» обратились с жалобой в антимонопольную службу с требованием проверить тарифы на такси в столице в период с 12 по 15 февраля. Как заявил ТАСС председатель движения Алексей Цветков, общественникам поступили жалобы на рост тарифов в «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и других агрегаторах. В Москве, по словам граждан, цены выросли больше всего — в пять раз. В регионах, где тоже прошли сильные снегопады, цены на такси повысились в три раза.
Как на увеличение цен отреагировали в ФАС?
В Федеральной антимонопольной службе заявили, что пока не получали обращений с требованием проверить ценообразование в период снегопада. «На данный момент такие жалобы в ФАС России не поступали», — заявили ТАСС в антимонопольной службе. В ФАС добавили, что рынок такси — конкурентный и государство не может регулировать цены на нем.
«На этом рынке применяется динамическое ценообразование, то есть чем выше спрос и/или хуже условия работы, тем выше стоимость услуги», — заявили в ведомстве.
Что говорят представители агрегаторов такси?
Представители агрегаторов объяснили подорожание услуг повышенным спросом и сложной ситуацией на дорогах. В пресс-службе «Яндекс.Такси» заявили, что стоимость поездок формируют алгоритмы, которые, в свою очередь, основываются на совокупности различных данных: количества водителей на линии, спроса, погодной ситуации, увеличения времени поездки и т. д.
В пресс-службе агрегатора отметили, что на смену не вышел каждый пятый таксист. Таксисты не могли брать заказы по разным причинам: кто-то не смог откопать машину, кто-то не завелся либо не смог выехать со двора. «А те, кто смог продраться сквозь метель, выполняли заказы дольше обычного. На 5 км дороги уходило 10-20 минут», — заявили РИА Новости в «Яндекс.Такси». В компании добавили, что в городе отмечались рекордные пробки (до 10 баллов), и на этом фоне — рекордный для столицы спрос.
В «Gett Такси» также заявили, что агрегаторы такси работают по принципу маркетплейса, где тариф зависит от спроса и предложения. По словам гендиректора Gett в России Анатолия Сморгонского, цены на поездки формируются по динамическому принципу и зависят от многих факторов: ситуации на дорогах, пробок, погоды, количества заказов.
«Из-за сильного снегопада и заснеженных дорог в работе водителей такси появились дополнительные сложности, что также повлияло на среднее время ожидания и стоимость поездок. В подобных ситуациях мы дополнительно уведомляем и стимулируем водителей, которые работают с Gett, отправляться в те точки города, где наблюдается нехватка свободных машин», — сказал он ТАСС.
В компании «Ситимобил» объяснили, что цена поездки увеличивается, когда появляется повышающий коэффициент. Он, в свою очередь, зависит от спроса и погодных условий. В «Ситимобиле» уверены, что такого рода коэффициенты обеспечивают баланс спроса и предложения в такси: в противном случае водители бы не брали заказы. Наличие повышающих коэффициентов позволяет привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где и когда их больше всего не хватает.
«При этом эти коэффициенты не могут увеличить стоимость поездки условно в 10 раз, у нас существуют ограничения на этот счет», — пояснили в компании.
По данным агрегатора, во время последнего снегопада в Москве спрос на услуги такси вырос в три раза. По сравнению с прошлой неделей «Ситимобил» по-прежнему фиксирует высокий спрос — в два раза больше, чем обычно.
И в «Яндекс.Такси» ,и в «Ситимобиле» уверяют, что сами тарифы — стоимость 1 км и 1 минуты — не менялись. Но в то же время там поясняют, что на итоговую стоимость влияет длительность поездки. В «Яндекс.Такси» говорят, что в субботу и воскресенье в Москве и Подмосковье средняя скорость движения была на 25-30% ниже, чем обычно, а поездки занимали на 20% больше времени. Поэтому стоимость, по словам представителя компании, оказалась выше, чем в такой же день в хорошую погоду. В компании «Ситимобил» заявили, что из-за плохих дорожных условий средняя продолжительность поездок выросла на 17%.