Многие интернет-магазины предлагают сохранить данные банковской карточки — чтобы не вводить их каждый раз, когда совершаешь покупки. Эксперты по финансовой грамотности говорят, что этого лучше не делать. Все дело в регулярных утечках персональных данных из банков, отелей, даже медицинских клиник и ресторанов.
Нет никакой гарантии, что организации, из которых сейчас утекают паспортные данные или номера телефонов клиентов, со временем не допустят утечку данных чужих банковских карт.
Еще один риск для утечки данных карточки — фишинговые сайты, которые создают мошенники и которые копируют сайты известных магазинов, банков, сервисов и проч. «После попадания на отдельную страницу пользователь указывает свои персональные данные, к которым и получает доступ мошенник, а далее — полный доступ к банковским картам, счетам и электронным кошелькам. Когда были объявлены меры поддержки семей и выплаты на детей до 16 лет, количество „сайтов-близнецов“ госуслуг и Пенсионного фонда выросло в разы», — напоминает эксперт Национального центра финансовой грамотности Светлана Ефимкина.
Как спастись от мошенников?
Распознать поддельный сайт не очень сложно. «Для начала проверьте доменное имя сайта, где вы собираетесь совершить покупку. Там могут содержаться ошибки, отличающие его от доменного имени настоящего сайта. Проверьте наличие SSL-сертификата — шифрование для передачи данных пользователя. Адреса сайтов с таким сертификатом должны начинаться на „https://“. А вот если адрес сайта начинается на „http://“, то стоит задуматься е его подлинности. Проверьте сайт на наличие грамматических, орфографических и дизайнерских ошибок. Если данный сайт вызвал у вас какие-либо подозрения — ни в коем случае не пользуйтесь их услугами», — предупреждает Григорьянц.
Обязательно загляните на страничку с контактами. Хоть магазин и онлайновый, он у него все равно должен быть физический адрес. Введите этот адрес на Google-картах — сервис покажет, действительно ли здесь находится нужный интернет-магазин.
Наконец, проверьте наличие пользовательских соглашений, условия оплаты и доставки — вся эта информация обязательно должна быть на сайте интернет-магазина. А вот чего не должно быть, так это отсылок в пользовательском соглашении на сторонние компании, которые не имеют отношения к данному сайту.
Игорь Григорьянц рекомендует завести отдельную банковскую карту, привязанную к отдельному счету для оплаты покупок в интернете. По словам Ефимкиной, это может быть виртуальная карта, которую сейчас предлагают в большинстве банков.
«Переводите на эту карту для оплаты интернет-покупок каждый раз ровно столько, сколько вам нужно для оплаты в этот раз, и не храните на ней излишки средств», — подсказывает Григорьянц.
«Основной счет, на котором лежат денежные средства, должен быть отдельно и не должен быть привязан ни к каким банковским картам», — добавляет Ефимкина.