Пенсионные накопления. Как не потерять доход при смене НПФ

Где найти прибыль?

Накопительная пенсия есть у 35 млн граждан страны от 1967 г. и старше. Последние 4 года накопления «заморожены», но вплоть до 2014 г. отчисления производились, и кое-что люди всё-таки успели скопить. Теперь накопления растут за счёт инвестиционного дохода, который обеспечивает ПФР, НПФ или управляющая компания (в зависимости от того, что человек выбрал). Есть фонды, дающие прибыль в 10-12% и больше, а есть те, которые показывают доходность поменьше. Это уж кто как умеет зарабатывать...

   
   

Неудивительно, что человек, видя, как его накопления не приумножаются, а у соседа в другом НПФ растут, решает перейти туда, где прибыль больше. Этому способствуют и агенты, рассказывающие о сверхдоходах какого-нибудь фонда, — они теперь ходят даже по квартирам, пытаясь уломать клиента перевести его накопленную пенсию в другой НПФ. Кстати, по мнению Счётной палаты, такой порядок подписания договоров противоречит действующей форме типового договора, которая предусматривает его подписание уполномоченным должностным лицом НПФ, к которым нельзя отнести этих самых агентов. Перейти в другой НПФ предлагают как дополнительное условие при получении кредитов, размещении в базе вакансий и т. д. По данным ПФР, в 2016 г. заявления о смене фонда или УК написали 12 млн человек, положительное решение было принято в 54,2% случаев. Но вот в чём беда — большинство даже не подозревало о последствиях такого шага. Люди подписывали бумаги, думая, что таким образом они приумножают свой доход, а получилось всё наоборот — прибыль потеряна.

Дело в том, что существует два способа перевода средств. Срочный, когда пенсия находится в фонде минимум 5 лет, и при его смене проценты сохраняются. И досрочный, когда накопления переводятся быстро, но доходность при этом теряется (см. инфографику). 99% людей выбрали именно второй — невыгодный вариант. И никто их об этом не предупредил.

 

Как улучшить перевод?

В защиту клиентов НПФ выступила Счётная палата, раскритиковавшая действующую процедуру подачи заявления о досрочной смене страховщика, которая не предусматривает предоставления информации о возможной потере дохода. «В ходе проверки выявлен случай потери застрахованным лицом инвестиционного дохода в размере свыше 500 тыс. руб., — сообщил аудитор Владимир Катренко. — Заявление подаётся непосредственно в ПФР, в то время как информацией о возможной потере дохода и его размере обладает страховщик, который распоряжается пенсионными накоплениями застрахованного лица».

Идею Счётной палаты поддержали в Центробанке — по словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, регулятор предлагает изменить порядок перехода на такой, в котором гражданин при смене НПФ должен будет обратиться прежде всего к текущему страховщику.

Подобную схему поддерживают и сами НПФ. Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) даже подготовила соответствующий законопроект. «Мы предлагаем законодательно изменить процедуру перехода, — рассказывает президент АНПФ Сергей Беляков. — В соответствии с проектом закона граждане будут обращаться не в ПФР, а в свой НПФ, который уведомит их о возможной потере дохода. Только после этого человек сможет открыть счёт в новом фонде. Обладая полной информацией о рисках, человек уже примет осознанное решение — готов ли он потерять доход за предыдущие годы и пойти к другому страховщику с более высокой доходностью в будущем». Кроме того, согласно предложениям АНПФ, обязанность предоставить гражданину письменный расчёт возможных потерь при досрочном переходе ляжет и на агентов. А значит, произволу при переходах будет положен конец.

Смотрите также: